Выручка авиакомпании Аэрофлот в первом квартале 2021 года составила 58,9 млрд рублей

Самолеты авиакомпании "Аэрофлот"
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU

ПАО «Аэрофлот» (далее «Компания», тикер на Московской бирже: AFLT) сегодня публикует финансовую отчетность по итогам первого квартала 2021 года, подготовленную в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Результаты по РСБУ представлены на неконсолидированной основе, сообщает пресс-служба компании.

В первом квартале 2021 года ПАО «Аэрофлот» продолжило выполнение производственной программы под серьезным влиянием пандемии COVID-19, которая начиная с марта 2020 года привела к существенному сокращению объемов перевозок: количество рейсов снизилось на 59,0% к уровню 1 квартала 2020 года, а пассажирооборот был ниже показателя 2020 года на 60,1%.

Выручка за три месяца составила 58 873 млн руб. и снизилась на 41,6% к аналогичному периоду 2020 года. Положительное влияние на выручку оказало продолжение восстановления полетной программы в международном сегменте за счёт роста частотности и возобновления полетов по ряду направлений, и расширение полетов на внутренних линиях. Выручка от грузовых перевозок выросла на 50,0% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Улучшение динамики удельной выручки на пассажиро-километр в течение квартала было усилено ростом загрузки кресел авиакомпании «Аэрофлот» на 7,1 п.п., что положительно сказалось на динамике RASK.

Себестоимость продаж за три месяца 2021 года составила 82 343 млн руб., что на 33,2% ниже показателя за аналогичный период 2020 года. Серьезное негативное влияние (более 4,0 млрд руб.) на себестоимость оказала динамика валютного курса – в первом квартале 2021 года по сравнению с первым кварталом 2020 года средний курс доллара США вырос на 12,1%, евро – на 22,6%. Масштабные меры по оптимизации расходов в течение 2020 года и сохранение консервативного подхода к затратам, продолжение переговоров с контрагентами относительно лизинговых платежей позволили снизить как постоянные, так и переменные затраты.

Контроль расходов по мере восстановления перевозок позволил снизить переменные затраты, зависящие от объема деятельности, в частности, снизились расходы на наземное обслуживание на 54,9%, а также на питание пассажиров на борту на 58,0%. Расходы на лизинг воздушных судов остались на уровне 2020 года вследствие роста курса доллара США. В связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению коронавирусной инфекции Компания продолжила выполнение дополнительных процедур предполетной подготовки, дезинфекции воздушных судов, обеспечение пассажиров средствами индивидуальной защиты.

В результате оптимизационных мер Компании удалось обеспечить совокупное сокращение управленческих и коммерческих расходов на 21,2% за три месяца 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные статьи расходов включают расходы на оплату труда управленческого персонала, общехозяйственные, консультационные, маркетинговые расходы, а также затраты на системы бронирования).

Убыток от продаж составил 30,4 млрд руб., что ниже уровня первого квартала 2020 на 2,6% благодаря сокращению коммерческих и управленческих расходов.
На результаты прочей деятельности существенное влияние оказала необходимость привлечения заемных средств для финансирования производственной деятельности, что обусловило рост процентов к уплате и получению, а также снижение прочих доходов, что обусловлено сокращением объемов авиаперевозок.

Благодаря оптимизационным инициативам и постепенному восстановлению емкостей Компании в строгой увязке со спросом и экономическим эффектом в первом квартале 2021 года удалось частично сдержать негативное влияние кризисных явлений на финансовый результат и удержать чистый убыток на уровне 24,9 млрд руб., несмотря на то, что первый квартал традиционно наиболее сложный период года с точки зрения фактора сезонности (для сравнения чистый убыток в четвертом квартале 2020 года составил 31,0 млрд руб.).