Эффективность инструментов государственной поддержки авиаотрасли в 2020 году

Доклад Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта А.В. Нерадько на пленарном заседании форума инфраструктуры гражданской авиации NAIS - 2021, 9 февраля 2021 года

С самого начала кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекцией в начале 2020 года, гражданская авиация России, как и вся авиационная система мира, столкнулась с серьезными экономическими проблемами.

В этих условиях, Совет ИКАО призвал государства – участников «принять необходимые меры для поддержания устойчивости воздушного транспорта и самого высокого уровня безопасности полетов». Также выразил озабоченность по поводу экономических последствий вспышки COVID-19 для воздушного транспорта и гражданской авиации. (декларация Совета ИКАО от 09 марта 2020).

11 марта 2020 года Генеральный директор ВОЗ объявил вспышку COVID-19 пандемией, не рекомендуя при этом никаких ограничений на поездки или торговлю. Было рекомендовано странам установить надлежащий баланс между защитой здоровья населения, соблюдением прав человека и минимизацией экономических и социальных потрясений.

Но, как вы знаете, страны с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции стали принимать меры по сдерживанию распространения  COVID-19 воздушным транспортом.

Введённые ограничения в странах, сокращение авиаперевозок в мире, снижение потребительской заинтересованности в авиаперевозках весной текущего года крайне негативно сказалась на нашей отрасли. При этом, помимо кризисных явлений, существенное влияние оказала и социальная напряженность в обществе. К сожалению, спрос на авиаперевозки упал, люди при возможности отказывались от полетов.

Напомню, что уже в марте 2020 фиксируется резкое падение пассажирских авиаперевозок, только за один месяц объем снизился на -30 %.

В сложившихся экономических условиях сформировался запрос на сохранение отрасли и оказание ей поддержки, потребовались  экономические и финансовые меры.

И такие меры были приняты. Хочу обратить внимание на то, как оперативно руководство страны, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, все органы власти включились в эту работу.

К концу марта 2020 Правительством сформирован список отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Одной из них является транспорт и особенно деятельность авиакомпаний и аэропортов.

Оперативно принимались решения, касающиеся введения моратория на подачу заявлений о банкротстве; предоставление организациям отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, лизинговых платежей за воздушные суда. Было продлено действие разрешительных документов.

Из резервного фонда Правительства Российской Федерации были выделены субсидии на частичную компенсацию расходов авиакомпаний и аэропортов в связи со снижением доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок. Размер предоставленных субсидий авиакомпаниям составил 20,953 млрд рублей и 10,605 млрд рублей – аэропортам. В период ограничения пассажирских перевозок из-за распространения новой коронавирусной инфекции данная мера государственной поддержки была направлена на продолжение бесперебойной деятельности авиационных предприятий и сохранение специалистов авиационного персонала.

Как вы знаете, в пиковый период пандемии, в апреле, мае и июне 2020, падение объема авиаперевозок составляло почти 100%.

Главным инвестором авиаперевозок являются пассажиры, их отсутствие напрямую оказало негативное влияние на финансовое состояние авиационной отрасли.

Из-за введённых странами ограничений на выполнение международных полетов наблюдалась практически полная остановка работы на международных линиях. Объем воздушных перевозок пассажиров за 2020 год составил 69,2 млн пассажиров, что на 46% меньше, чем в 2019 году, где было перевезено 128,1 млн пассажиров.

Справочно: Согласно статистическим данным:

- объем внутренних перевозок составил 56,1 млн человек, что на 23,2% меньше, чем в 2019 году, где было перевезено 73,0 млн человек;

- объем международных перевозок составил в 2020 году 13,1 млн человек, падение к 2019 году составило 76,2%, где было перевезено 55,1 млн человек.

В период резкого снижения доходов российских авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие COVID-19, в мае текущего года, Росавиация приступила к предоставлению субсидий авиаперевозчикам на частичную компенсацию расходов.

Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 661, субсидия предоставлялась на компенсацию расходов на оплату труда специалистов авиационного персонала гражданской авиации, оплату аренды и лизинга воздушных судов российским лизинговым компаниям, аэропортовое обслуживание (в части дополнительных расходов на стоянку воздушных судов), а также части расходов на ведение операционной деятельности и содержание имущества.

Напомню, что на эти цели из резервного фонда страны было выделено 20,953 млрд рублей. Всего в Росавиацию обратилось 46 российских авиакомпаний, принято 230 положительных решений, выделенные бюджетные ассигнования доведены до получателей в полном объеме.

В связи с резким сокращением перевозочной деятельности программа субсидирования в рамках данного постановления основывалась на целесообразности оказания мер государственной поддержки в части компенсации, в первую очередь, той части расходов авиакомпаний, которые относятся к постоянным, и не зависят от объема пассажирских авиаперевозок.

Анализ результатов реализации программы субсидирования показал, что авиакомпании, в основном, компенсировали расходы на заработную плату. На указанные цели было перечислено 17,179 млрд рублей (82% от общей суммы выплаченной субсидии).

(на покрытие лизинговых платежей  было выплачено 1,350 млрд руб. (6,4 %), на покрытие расходов по аэропортовому обслуживанию (в части дополнительных расходов на стоянку воздушных судов) авиаперевозчиков и иные операционные расходы выплачено 2,428 млрд руб. (11,6%).

Социальная направленность данной меры поддержки позволила авиакомпаниям сохранить авиационный персонал на уровне не ниже 90% от численности таких работников на 1 января 2020 г.

О высокой эффективности данной меры поддержки можно судить на основании следующих данных. Согласно данным статистического наблюдения (по форме 67-ГА «Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта) за 9 месяцев 2020 год расходы авиакомпаний на заработную плату специалистов авиационного персонала гражданской авиации составили почти 46 млрд руб. Расходы авиакомпаний по данной статье затрат за весь 2020 год прогнозируются в размере около 61 млрд рублей. Таким образом, за счет средств субсидии в рамках постановления № 661 было компенсировано более 28% - почти треть затрат авиакомпаний на авиационный персонал.

Справочно: Прогнозные данные о расходах авиакомпаний за 2020 год:

- расходы на аренду и лизинг – около 297 млрд руб.;

- расходы по аэропортовому обслуживанию и операционные расходы – около 703 млрд руб.

Эта мера поддержки позволила авиакомпаниям аккумулировать собственные оборотные средства для погашения обязательств перед кредитными организациями, лизинговыми организациями, поставщиками услуг по наземному облуживанию.

Субсидирование способствовало поддержанию их текущей перевозочной деятельности, а также послужило обеспечению ценовой доступности воздушных перевозок.

Необходимо отметить, что падение пассажиропотока особенно затронуло крупные авиакомпании. Это обусловлено с тем, что международные авиаперевозки, на которые традиционно приходится основная часть прибыли российских авиакомпаний, вплоть до июля 2020 года были практически полностью остановлены и в настоящее время восстанавливаются крайне медленно.

Справочно: Согласно статистическим данным формы 12-ГА (в скобках указано снижение перевозок по МВЛ относительно аналогичного периода 2019 года):

- за июль 2020 года перевезено 60,1 тыс. пассажиров (снижение на 99% относительно июля 2019 года);

- за август 2020 года перевезено 754,7 тыс. пассажиров (снижение на 88,1%);

- за сентябрь 2020 года перевезено 1299,4 тыс. пассажиров (снижение на 77,7 %);

- за октябрь 2020 года перевезено 1192,0 тыс. пассажиров (снижение на 76,7 %);

- за ноябрь 2020 года перевезено 526,4 тыс. пассажиров (снижение на
85,4 %);

- за декабрь 2020 года перевезено 515,8 тыс. пассажиров (снижение на 85,1 %).

В период распространения новой коронавирусной инфекции было важно оказать государственную поддержку аэропортам, пассажиропоток которых также снизился после введения ограничений в марте 2020 года.

В целях поддержки аэропортов в июне 2020 года вступили в силу Правила предоставления субсидий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2020 № 813, которыми предусматривалась частичная компенсация расходов на оплату труда работников и уплату страховых взносов, расходов на содержание имущества (включая оплату коммунальных платежей), эксплуатацию и ремонт зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, связанных с обеспечением производственной деятельности. Объем бюджетных ассигнований ,выделенных в рамках указанного постановления, составил 10,605 млрд рублей

В рамках реализации данной меры поддержки принято 371 положительное решение, субсидии предоставлены 108 аэропортам. Денежные средства доведены до получателей субсидии практически в полном объеме (10,604 млрд рублей).

Как и у авиакомпаний, основными направлениями компенсируемых аэропортами расходов также являются  расходы на оплату труда персонала – 9,073 млрд рублей (85,6% от суммы, выплаченной получателям субсидии).

(расходы на содержание (включая оплату коммунальных платежей), эксплуатацию и ремонт зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, расходы на оплату аренды и услуг сторонних организаций, связанных с обеспечением производственной деятельности – 1,065 млрд рублей (10%); частичная компенсация расходов на ведение операционной деятельности – 0,482 млрд рублей (4,5%)).

Справочно: Прогнозные данные о расходах аэропортов за период апрель-июль за 2020 год:

- расходы на оплату труда и оплату страховых взносов- 17,8 млрд руб.;

- расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт зданий, сооружений, расходы на оплату аренды – 9,5 млрд руб.;

- расходы на ведение операционной деятельности – 6,2 млрд руб.

Таким образом, за счет средств субсидии в рамках постановления № 813 было компенсировано 50,8% - чуть больше половины затрат российских аэропортов и организаций входящих в одну группу лиц с российским аэропортом на оплату труда персонала и оплату страховых взносов.

Субсидирование вышеуказанных расходов позволило аэропортам аккумулировать оборотные средства и направить их в соответствии с потребностями предприятий, в том числе и на погашение процентов по ранее выданным кредитам на инвестиционную деятельность.

Считаю необходимым напомнить, что в 2020 году продолжилась государственная поддержка субсидированных авиаперевозок, направленных на обеспечение доступности воздушных перевозок на территории Российской Федерации. В текущем году на реализацию двух программ было направлено 15,59 млрд рублей (постановление № 1242 – 9,24 млрд руб., постановление
№ 215 – 6,34 млрд рублей, объемы с учетом секвестра и переброски денежных средств с других постановлений
).

Справочно:

В 2020 году на реализацию постановления № 1242 предусмотрено 9,4 млрд рублей. С учетом уменьшения бюджетных средств на 4,3 млрд рублей (секвестр) в целях увеличения резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования на реализацию постановления № 1242 составили 5,13 млрд рублей. С учетом дополнительно выделенных 4,0 млрд руб. общая сумма на реализацию постановления составила 9,24 млрд рублей.

В 2020 году бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию постановления № 215, законтрактованы на сумму 5,8 млрд рублей, в объеме, изначально предусмотренном Росавиации на 2020 год. С учетом отзыва бюджетных средств на 1,3 млрд рублей (секвестр) в целях увеличения резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования на реализацию постановления № 215 составили 4,5 млрд рублей. С учетом дополнительно выделенных 1,840 млрд руб. общая сумма на реализацию постановления составила 6,34 млрд рублей.

Новые вызовы внесли корректировки в привычные модели бизнеса. Так, порядка 12 пассажирских авиакомпаний (включая «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Северный ветер», «Авиакомпания «Россия», «АЗУР эйр», «Авиакомпания «ИКАР», «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ») дополнительно ввели перевозку грузов в пассажирской кабине.

Это способствовало своевременной доставке гуманитарных грузов, в том числе медицинского оборудования, лекарств, комплектующих, масок и иных товаров первой необходимости в условиях пандемии. Перевозки осуществлялись на 134 воздушных судах, в том числе отечественного производства RRJ-95 (Sukhoi Superjet 100).

Данные меры позволили не только выполнять перевозку социально-значимых грузов, но и поддержать их операционную деятельность в сложный для отрасли период.

Примером поддержки является решение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» об установлении понижающего коэффициента к ставкам сборов за аэронавигационное обслуживание в размере 0,5 на маршрутах обслуживания воздушного движения и в районах аэродромов для российских пользователей, осуществляющих внутренние полеты за пределами Дальневосточного федерального округа на период с 17 марта 2020 по 30 ноября 2020 года.

Необходимо отметить реализованное в 2020 году постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 466 направленное на возмещение затрат российских авиакомпаний, понесенных при выполнении мероприятий по вывозу граждан из иностранных государств, в которых сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции. За период действия ограничений было организовано более 550 вывозных рейсов из 38 стран, на которых перевезено более 312 000 человек. В программе вывозных рейсов приняли участие 12 российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Россия», «Аврора», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Азур Эйр», «ЮТэйр», «Роял Флайт», «Якутия», «ИрАэро», «Нордавиа», «Икар» Общая сумма возмещения составила 575,603 млн рублей.

Наиболее актуальным в настоящее время является вопрос снятия ограничения на международных направлениях. «Градиент» роста пассажиропотока напрямую будет зависеть от восстановления международного авиасообщения.

Это стабилизирует рынок перевозок и сформирует дальнейшие предпосылки для улучшения финансово-экономического положения российских авиакомпаний.

В течение 2020 года эксперты отрасли, в том числе Международная организация гражданской авиации (ICAO), Международная ассоциация эксплуатантов (IATA), Агентство по безопасности полётов Европейского союза (EASA) и Европейский центр профилактики и контроля заболеваний (ECDC), рекомендовали не считать авиапассажиров фактором высокого риска распространения COVID-19 при авиаперевозках между странами со схожей эпидемиологической ситуацией. На основе обширного обзора результатов исследований, экспертных оценок и выводов целой группы специалистов в области медицины можно утверждать, что не было зарегистрировано ни одного случая передачи COVID-19 во время полета от пассажира к пассажиру.

Росавиацией подготовлены предложения по мерам поддержки авиапредприятий, в том числе предложения о продлении секторальных мер поддержки, реализованных Росавиацией в 2020 году.

Наиболее критическим периодом для российских авиакомпаний с точки зрения дефицита финансовых ресурсов буду январь-апрель 2021 года. В качестве наиболее действенных секторальных мер поддержки авиационной отрасли с целью предотвращения резкого снижения доходов участников отрасли Росавиация разработала предложения по возобновлению субсидирования российских авиакомпаний на частичную компенсацию их постоянных расходов, преимущественно на оплату труда специалистов авиационного персонала. Также аналогичный период будет финансово неустойчивым и для аэропортов. Росавиацией предложено продлить период субсидирования российских аэропортов и организацией входящих в одну группу лиц с российским аэропортом. Предложения Росавиации находятся на рассмотрении в ответственных ведомствах.

Справочно:

Прогнозный объем государственной поддержки российских авиакомпаний в рамках предложенного продления постановления № 661 в 2021 году составит:

- 8,2 млрд рублей за период с января по апрель 2021 года;

- 11,5 млрд рублей за период с января по июнь 2021 года.

Прогнозный объем государственной поддержки российских аэропортов в рамках предложенного продления постановления № 813 в 2021 году составит:

- 3,1 млрд рублей – за период январь-март 2021;

- более 5 млрд рублей за период январь-июнь 2021.

Хотелось бы отметить, что в качестве мер государственной поддержки предприятий отрасли Росавиация предлагает продлить на 9-12 месяцев сроки действия отсрочек по уплате налогов и страховых взносов для организаций авиатранспортной отрасли, а также продлить срок возврата и действия льготной ставки кредитов, предоставленных авиакомпаниям и аэропортам на один календарный год – до 2022 года.

Предложения в отношении продления и реализации вышеуказанных мер были направлены в Минтранс России.

Справочно:

Вышеуказанные меры предусмотрены и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 582, от 10.05.2020 № 651 и от 02.04.2020 № 422.

Уверен, что наиболее эффективным способом обеспечения успешного восстановления авиации в настоящее время и повышения ее устойчивости в будущем является объединение усилий заинтересованных сторон из различных секторов отрасли, как со стороны государства, так и со стороны бизнес-сообществ.