Китайцы предложили сделать гиперзвуковой самолет бипланом


Группа китайских исследователей во главе с Цуй Каем предложила использовать схему биплана при разработке гиперзвукового пассажирского самолета. Исследование китайских разработчиков опубликовано в журнале Science China. Исследователи пришли к выводу, что схема биплана позволит существенно уменьшить лобовое сопротивление самолета при сохранении большого внутреннего объема. Об этом пишет N+1.

Бипланом называют самолет, имеющий два крыла, одно из которых расположено над другим. Схема биплана была одной из первых, использовавшихся на заре авиации. Такая схема позволяет сделать каждое из крыльев с меньшим размахом, при этом несколько улучшив маневренность самолета и сохранив величину подъемной силы, образующейся на его планере.

По мере развития авиации от бипланов (и самолетов с большим количеством крыльев в принципе) конструкторы отказались. Дело в том, что такие самолеты имеют большее сопротивление, чем монопланы. Кроме того, в полете обнаруживается взаимное влияние крыльев на аэродинамические характеристики друг друга, что ухудшает аэродинамическое качество самолета в целом.

В своем исследовании китайские специалисты пришли к выводу, что при полете на гиперзвуковой скорости (быстрее пяти чисел Маха, или 6,2 тысячи километров в час) биплан покажет лучшие аэродинамические характеристики, чем моноплан. Исследователи предложили конструкцию самолета с нижним большим крылом и верхним малым. Оба крыла должны иметь небольшой размах.

В гиперзвуковом полете на нижем крыле будут образовываться ударные волны — скачкообразное повышение давления, плотности, температуры и скорости воздушного потока. Предполагается, что верхнее крыло будет опираться на ударную волну, благодаря чему на нем будет образовываться большая по величине подъемная сила. Благодаря этому самолет будет расходовать меньше топлива в полете.

Исследователи провели компьютерное моделирование гиперзвукового полета модели самолета. Модель была выполнена длиной 500 миллиметров, высотой 300 миллиметров и с размахом нижнего крыла 131 миллиметр. Расчеты проводились для полета модели на скоростях в пять, шесть и семь чисел Маха с углами атаки от минус двух до 12 градусов. Исследователи также провели моделирование для аналогичного по размерам моноплана.

В результате моделирования аэродинамическое качество моноплана составило 4,16 при полете на скорости пять чисел Маха, 4,09 — на скорости шесть чисел Маха и 4,01 — на скорости семь чисел Маха. При моделировании полета биплана на гиперзвуковой скорости рассчитанное аэродинамическое качество аппарата составило 4,99, 4,94 и 4,83 соответственно.

В июле прошлого года Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского представил модель гиперзвукового пассажирского самолета HEXAFLY-INT. Исследования ведутся в рамках совместного с Евросоюзом и Австралией проекта, конечной целью которого является испытание демонстратора на гиперзвуковой скорости.

Представленная институтом модель гиперзвукового пассажирского самолета предназначена для проведения исследований в аэродинамической трубе. В первую очередь она должна помочь в определении оптимального соотношения между внутренним полезным объемом летательного аппарата и сечением воздухозаборника гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

Аппарат выполняется по схеме несущего корпуса, при которой в полете значительная часть подъемной силы образуется на широком фюзеляже. Модель также оснащена коротким крылом большой стреловидности и двумя килями. В рамках проекта планируется создать демонстратор технологий длиной около трех метров.