Несколько аэропортов Сахалина находятся под угрозой закрытия

Никита Полонский
Фото пресс-службы аэропорта "Южно-Сахалинск"
Никита Полонский
Фото пресс-службы аэропорта "Южно-Сахалинск"

Сахалинская область — единственный островной регион России, и без того имеющий серьезные проблемы с транспортной доступностью, может растерять половину своих воздушных гаваней. Аэропорты ветшают и приходят в упадок, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Север Сахалина, где добывают нефть и газ на миллиарды долларов, может остаться без авиасообщения. Аэропорт в Охе срочно нуждается в реконструкции и, особенно срочно, в строительстве новой взлетно-посадочной полосы. «Существующая полоса коротка, всего 1300 метров, к тому же, она сильно деформирована», — рассказал руководитель сахалинского объединенного авиапредприятия Никита Полонский ИА Сахалин. Инфо.

Взлетно-посадочная полоса в Охе сильно рискует не пройти обязательную сертификацию. Тогда полеты в Оху просто запретят. Ситуация такова, что если полосу не начнут строить в 2019 году, то аэропорт в городе нефтяников проживет еще от силы год — полтора. У сахалинцев есть проект, он прошел госэкспертизу. Все упирается в логистику. Примерно половину стоимости плит, которыми выкладывают полосу, составляет доставка. «У нас есть четкое указание правительства Сахалинской области — вести подготовку к строительству. Сейчас идет оформление передачи денежных средств. Если сумеем начать стройку в 2019 году, то у нас будет шанс убедить сертифицирующие органы в том, что сложности временные. Надеюсь, что сумеем построить полосу в 1600 метров в следующем году», — добавил Никита Полонский.

Не лучше ситуация и в Сахалинских Ногликах. Здесь в 2002 году аэропорт закрыли на реконструкцию. За реконструкцию взялись нефтяники — «Сахалинская энергия» и «Эксон». Они вложили в проект 1 млрд рублей, получив один из самых современных аэропортов в России класса «Г». Однако аэропорт был открыт для чартерных рейсов под шельфовые проекты. А пассажирскими перевозками не занимался. Потом аэропорт вообще исключили из реестра гражданских аэропортов и перевели в статус посадочной площадки. С осени 2005 года аэропорт работал только для вертолетов, обслуживающих шельфовые проекты. С августа 2007 года воздушная гавань в Ногликах вообще прекратила прием воздушных судов. Все эти годы руководство района и аэропорта добивались, чтобы жители отдаленной территории получили возможность летать на самолетах. В октябре 2007 года наконец свершилось: в Ногликах приземлился первый гражданский самолет.

Но построенная 10 лет назад полоса ветшает. Более того, полоса и здание аэровокзала строились на деньги инвесторов и не были должным образом оформлены в собственность РФ или Сахалина. 10 лет аэропорт фактически «висел в воздухе» и был как бы ничьим. Из-за этого аэропорт не мог платить налоги и амортизационные отчисления. Сейчас объединенное авиапредприятие занимается оформлением. Но ремонт взлетно-посадочной полосы необходим.

Аэропорт Зональное в Тымовском районе скоро, скорее всего, станет историей. Там уже не ведется никакой коммерческой деятельности, ни туда, ни оттуда не летают самолеты. Единственный, кто кровно заинтересован в работе этой воздушной гавани — Авиалесоохрана. «Там тоже есть вопросы по оформлению. Мы их сейчас решаем. Ведем переговоры с минлесхозом о передаче в ведение их учреждений этому аэропорту. Надеюсь, в мае вопрос решим», — сообщил Никита Полонский. Таким образом, пожарная авиация останется с аэропортом, а вот жители Ноглик воздушного сообщения будут лишены.

Воздушные гавани Сахалина и Курил были переданы в собственность Сахалинской области в 2013 году. Все их сегодня объединяет единое авиапредприятие. Последующие несколько лет будут для аэропортов островного региона очень непростыми. Главная проблема — ветшающая инфраструктура аэропортов. Впрочем, в этом Сахалин не одинок — подобные проблемы испытывают воздушные гавани почти во всех регионах ДФО. Как сообщалось, в ноябре 2017 года стало известно, что 64,9 млрд рублей из 106, 1 млрд, предназначенных на реконструкцию и строительство аэропортов в ДФО, макрорегион не увидит. Из-за волокиты чиновников Росавиации, Минтранса РФ они были потеряны — перераспределены на иные цели.

Как выглядят сегодня аэропорты в дальневосточной глубинке, до которой так и не дошли бюджетные миллиарды, выяснил корреспондент ИА REGNUM, побывав в аэропорту Советская Гавань Хабаровского края. Здание было построено в 80-е годы прошлого века по проекту детского садика, ни разу не ремонтировалось, все изъедено грибком и плесенью. Крупная компания, базирующаяся на побережье Татарского пролива — АО «Дальтрансуголь» СУЭК — построила аэропорту новую кровлю, новый летний пассажирский накопитель, благодаря чему здание теперь не заливает водой во время дождя, а пассажиры летом, в дождь, не мокнут на улице. Но захочет ли бизнес продолжать благотворительность неизвестно.

Между тем, на побережье Татарского пролива, так же, как на Сахалине и в других субъектах ДФО, реализуются важные инвестпроекты, строятся грандиозные планы. Но иностранные инвесторы, увидев раздолбанный пассажирский туалет, покрытые плесенью стены и щербатое крыльцо в аэропорту какого-нибудь порто-франко или ТОР, просто поворачивают обратно. Неподдельный ужас внушают и цены на внутренние авиаперевозки в ДФО. Часто улететь из одного аэропорта Дальнего Востока в другой оказывается дороже, чем до Москвы.