ОНФ разработал законопроект об ответственности авиакомпаний за овербукинг

© Юлия Кузьмина, AVIA.RU
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU

Общероссийский народный фронт внес на рассмотрение Координационного совета фракции «Единая Россия» в Госдуме законопроект, который вводит административную ответственность для авиакомпаний за овербукинг – продажу большего количества билетов, чем мест на борту самолета. Об этом сообщается на сайте ОНФ.

Согласно законопроекту, авиаперевозчики, прекратившие договор перевозки пассажира по собственной инициативе без предусмотренных на то законом обстоятельств, обязаны будут выплатить административный штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. За повторное правонарушение штраф составит до 200 тыс. руб. К ответственности будут привлекаться и недобросовестные менеджеры авиаперевозчиков. Штраф для должностных лиц авиакомпаний составит от 10 тыс. до 15 тыс. руб. за первое нарушение и от 15 тыс. до 30 тыс. руб. – за повторное.

«Мы считаем, что принятие законопроекта станет отличной превентивной мерой против нарушения прав пассажиров. При этом именно авиаперевозчику надо будет доказать, что непосадка пассажира на рейс имела под собой законные основания. Это сильно упростит для граждан защиту своих прав. Мы надеемся на поддержку коллег-депутатов. Ведь построить конкурентный рынок авиаперевозок без закрепления гарантий прав пассажиров на уровне международных стандартов, невозможно», – сообщил координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев.

Он отметил, что в Народном фронте все чаще фиксируют жалобы граждан, которые столкнулись с недобросовестными действиями авиаперевозчиков – сверхнормативной продажей билетов. Авиакомпании действуют таким образом в расчете на то, что не все пассажиры прибудут на посадку.

«В законодательстве этот вопрос до сих пор не урегулирован. В Гражданском и Воздушном кодексах РФ есть прямой запрет для авиакомпаний продавать на рейс больше билетов, чем мест на борту. Но прямой меры ответственности за это нигде не предусмотрено. Этим и пользуются авиакомпании. При этом они зачастую прикрывают такие действия ссылками на экстренную необходимость подать судно меньшей вместимости или неведомые технические сбои, которые нивелируют возможность предъявить требования о выплате компенсации», – отметил Васильев.

В мировой практике компенсация пассажирам, которые не попали на рейс из-за овербукинга, – явление повсеместное. Суммы, которые выплачивают гражданам, в зависимости от протяженности несостоявшегося полета, могут достигать в Евросоюзе 650 евро на одного пассажира. В дополнение к этому пассажиры, оставшиеся за бортом, вправе рассчитывать на предоставление питания и на размещение в гостинице, если следующий рейс будет нескоро. Ничего подобного российское законодательство сегодня не предусматривает.

Минтранс России в 2015 г. пытался законодательно закрепить аналогичные требования к отечественным перевозчикам. Однако из-за недовольства авиакомпаний работу над ними прекратили.

«В Кодексе РФ об административных правонарушениях сегодня есть лишь общая норма о нарушении условий оказания услуг. Но она применима к очень широкому спектру отношений. Предусмотренный сейчас максимальный штраф в 30 тыс. руб. не пугает авиакомпании, не учитывает реальный размер убытков и издержек, которые возникают у пассажира, не попавшего на рейс, а ведь это отмена брони гостиницы и возможный пропуск стыковочного рейса, опоздание на поезд, деловую встречу, заключение сделки и т.п. Кроме того, необходимость экстренно менять планы зачастую сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями для пассажира. Поэтому эксперты Народного фронта разработали законопроект, который вводит прямую административную ответственность авиаперевозчика за незаконное прекращение договора воздушной перевозки пассажира», – подытожил Васильев.