МАК: Число жертв авиакатастроф в странах бывшего СССР увеличилось в 2018 году более чем вдвое

Эмблема Межгосударственного Авиационного Комитета
© Алексей Кондратов, AVIA.RU
Эмблема Межгосударственного Авиационного Комитета
© Алексей Кондратов, AVIA.RU

Число жертв авиакатастроф в странах бывшего СССР увеличилось в 2018 году более чем вдвое, до 164 человек. Об этом говорится в докладе Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Доклад посвящен состоянию безопасности полетов в 2018 году среди участников межгосударственного соглашения о гражданской авиации (12 стран, входивших в СССР). В нем говорится о росте числа жертв авиакатастроф с 74 до 164 человек. При этом общее количество авиапроисшествий (58) за год не изменилось, число катастроф даже снизилось с 32 до 25.

Подавляющее количество происшествий зарегистрировано в России, причем здесь наблюдается негативная динамика. За год число авиапроисшествий в стране увеличилось с 39 до 42, катастроф — с 20 до 22, число жертв выросло с 51 до 128 человек.

По данным МАК, устойчивая динамика ухудшения показателей по авиапроисшествиям с 2014 года наблюдается в эксплуатации тяжелых судов (взлетной массой более 10 тонн). Относительный показатель безопасности полетов на тяжелых транспортных самолетах при всех видах перевозок по авиационным происшествиям несколько хуже показателя 2017 года и существенно хуже показателей 2014 и 2015 годов.

За прошлый год в авиакомпаниях стран—участников соглашения произошло шесть авиапроисшествий с тяжелыми самолетами. Комитет также фиксирует резкое увеличение проблем с вертолетной техникой: число происшествий выросло с 11 до 17 случаев, катастроф — с 4 до 10, жертв — с 14 до 49 человек. Количество происшествий и катастроф при эксплуатации легких и сверхлегких воздушных судов, наоборот, снизилось: 11 авиапроисшествий и 4 катастрофы против 14 происшествий и 8 катастроф в 2017 году, однако число погибших в них увеличилось с 21 до 23 человек.

По предварительной оценке МАК, причиной 75% авиапроисшествий в 2018 году послужил человеческий фактор. В МАКе отметили, что недостаточный контроль уполномоченных органов гражданской авиации приводит к продолжению практики эксплуатации ВС с истекшим сроком действия или отсутствием обязательных документов. В комитете считают необходимым ввести дополнительные организационные и технические процедуры при восстановлении ВС после авиапроисшествий для получения сертификата летной годности на единичные экземпляры воздушных судов.

В комитете также рекомендовали главам авиационных администраций создать действенную систему оперативного реагирования на рекомендации комиссии по расследованию происшествий в связи с повторяемостью авиапроисшествий по одним и тем же причинам. В МАКе считают нужным разработать целевые комплексные программы по всем аспектам влияния человеческого фактора на безопасность полетов, так как процент происшествий с его проявлением не уменьшается.