Британский истребитель шестого поколения станет более электрическим

Проект самолета Tempest
Изображение BAE Systems
Проект самолета Tempest
Изображение BAE Systems

Британский истребитель шестого поколения, разработка которого ведется в рамках проекта Tempest, планируется создать в рамках концепции более электрического самолета. Об этом сообщает N+1 со ссылкой на Aviation Week.

В конструкции двигательной установки боевого самолета планируется использовать наработки британской компании Rolls-Royce, полученные в рамках другого проекта — E2SG. Он, помимо прочего, предполагает создание турбореактивного двигателя с интегрированным стартером-генератором высокой мощности.

Концепция более электрического самолета оформилась в начале 2000-х годов. Она предполагает создание самолета, бортовые системы которого будут потреблять электричества больше, чем системы современных летательных аппаратов. Считается, что такой подход позволит сделать самолеты немного экологичнее, но, самое главное, — надежнее и легче. Например, общую дублированную гидравлическую систему можно будет заменить несколькими локальными гидросистемами с электронасосами, создающими нужное давление.

Проект E2SG, разрабатываемый Rolls-Royce, предполагает интеграцию стартера-генератора в конструкцию турбореактивного двигателя. При подключенном самолете к аэродромной сети питания стартер-генератор будет выступать в роли электромотора, раскручивающего валы газогенератора турбореактивного двигателя перед запуском. После запуска это же устройство будет раскручиваться от валов двигателя и вырабатывать электричество.

Ранее Rolls-Royce уже провела испытания генератора в составе турбовентиляторного двигателя с малой степенью двухконтурности Adour. Такой двигатель ставился на истребители Mitsubishi F-1, истребители-бомбардировщики Sepecat Jaguar, а также учебные самолеты BAE Hawk и McDonnell Douglas T-45 Goshawk. В испытаниях генератор был подключен к валу высокого давления, через который объединены компрессор и турбина высокого давления. В 2019 году планируется провести испытания с генератором, подключенным к валу низкого давления.

Предполагается, что перспективный двигатель для истребителя Tempest получит генератор, соединенный с валами низкого и высокого давления одновременно. При этом разработчики планируют реализовать возможность балансировки нагрузки: при необходимости вращение будет сниматься только с вала высокого давления или с обоих поровну. Как именно планируется реализовать такую балансировку, не уточняется.

Концепт истребителя Tempest был представлен министром обороны Великобритании Гэвином Уильямсоном в середине июля 2018 года. Британские военные планируют использовать новый самолет наравне с американскими F-35 Lightning II и европейскими Eurofighter Typhoon. Истребитель планируется принять на вооружение в середине 2030-х годов. Проект разработки нового самолета будет вестись совместно с итальянским концерном Leonardo. С британской стороны в нем примут участие компании BAE Systems, Rolls Royce и MBDA UK.

Макет боевого самолета, представленный военными, выполнен высокопланом по схеме «бесхвостка» с двумя отклоненными в стороны килями. Макет предполагает, что самолет будет двухдвигательным с воздухозаборниками, расположенными по сторонам фюзеляжа под крылом. В конструкции Tempest планируется широко использовать технологии малозаметности. По словам Уильямсона, новый боевой самолет будет выполнен опционально пилотируемым — он сможет выполнять полеты под управлением летчика или в полностью автономном режиме.