За 1 квартал 2020 года выручка группы "Аэрофлот" снизилась на 10,2%

© Юлия Кузьмина, AVIA.RU
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU

Группа «Аэрофлот» (тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за три месяца 2020 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Об этом сообщает пресс-служба Аэрофлота.

Так, за 1 квартал 2020 года, выручка группы снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 123,894 млрд руб. Показатель EBITDA составил 13,054 млрд руб., чистый убыток составил 22,484 млрд руб. Скорректированный чистый убыток (без учета неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу) составил 15,774 млрд руб.

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот»: "Положительные тенденции 2019 года, в том числе рост доходных ставок и снижение операционных затрат, продолжились в начале 2020 года и должны были обеспечить улучшение рентабельности и финансового результата в отчетном периоде. Однако беспрецедентное влияние коронавирусной инфекции на авиацию привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях, что нивелировало положительную динамику начала года и значительно ухудшило финансовый результат в марте".

"Остановка полетов затронула все без исключения авиакомпании мира и вызвала сильнейший за десятилетия кризис в отрасли. Авиация во всем мире признана как одна из наиболее сильно пострадавших отраслей. В ответ на сложившуюся ситуацию Группой «Аэрофлот» были разработаны и начали внедряться масштабные оптимизационные меры. Первоочередной мерой стало сокращение выставленных емкостей, что позволило сократить убыток в ситуации снижения спроса, когда пассажиры массово начали отменять и переносить даты бронирований. Кроме того, Компания приступила к сокращению общехозяйственных, управленческих, консультационных, маркетинговых расходов, включая полный отказ от рекламных мероприятий. Менеджмент инициировал переговоры по реструктуризации обязательств Компании и ведет непрерывный диалог с контрагентами об улучшении условий и оптимизации графиков платежей", - также отметил г-н Чиханчин.

По его словам, в условиях почти полного отсутствия доходов от пассажирских перевозок потребовались нестандартные решения. С учетом стабильной динамики грузового рынка Компания смогла успешно переориентировать ряд широкофюзеляжных воздушных судов под грузовые перевозки, что обеспечило положительную динамику по грузовой выручке. Реализация указанных мер позволила сдержать размер чистого убытка по итогам первого квартала, который составил 22,5 млрд руб. Данный убыток включает 6,7 млрд руб. неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу, частично отраженной в отчете о прибылях и убытках. Без учета данного «бумажного» эффекта чистый убыток сопоставим с аналогичным периодом прошлого года.

"Практически полная остановка полетов в апреле и мае приведет к значительному ухудшению финансового результата по итогам второго квартала. Однако, начиная с июня Группа «Аэрофлот» приступает к постепенному возобновлению программы полетов, в частности, с самого начала месяца возобновляет полеты авиакомпания «Победа». Менеджмент делает все возможное, чтобы Группа смогла пройти этот серьезнейший для авиации кризис и была готова к восстановлению рынка, которое, по нашим ожиданиям, начнется в самое ближайшее время", - добавил он.

Напомним, в 1 квартале 2020 года Группа «Аэрофлот» перевезла 11,2 млн пассажиров, что на 12,3% ниже результата аналогичного периода 2019 года. На операционные результаты 1 квартала повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Наиболее сильно пострадали показатели международных перевозок в результате фактического закрытия международного сообщения в марте. Остановка международных рейсов также повлияла на показатели внутренних линий вследствие выпадения трансфера из/в российские регионы со стыковкой в Москве. Постепенное введение ограничений на передвижения и опасения пассажиров совершать перелеты также повлияли на показатели внутренних перевозок.

Выручка Группы «Аэрофлот» в 1 квартале 2020 года снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила 123,894 млрд руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок снизилась на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 102,139 млрд руб., что связано с сокращением пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 15,1%, до 4,804 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 11,6%. Прочая выручка снизилась на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 12,482 млрд руб., говорится в сообщении Аэрофлота.
По данным компании, операционные расходы в 1 квартале 2020 года снизились на 4,8% и составили 137,050 млрд руб., что обусловлено преимущественно сокращением объема операционной деятельности – выставленные емкости снизились на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также реализацией инициатив по сокращению постоянных расходов. Расходы на авиационное топливо снизились на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 38,604 млрд руб. на фоне уменьшения объема перевозок и налета часов. Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, снизились на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 98,446 млрд руб. Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров снизились на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 27,444 млрд руб. в связи с уменьшением объемов перевозок. При этом в связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению вируса были внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов. Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 26,21 млрд руб. Снижение данной статьи расходов обусловлено уменьшением парка Группы в течение 12 месяцев на 11 воздушных судов. Расходы на оплату труда снизились на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 21,124 млрд руб., прежде всего за счет сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала. Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 49,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9,225 млрд руб. Около трети данного роста приходится на плановое увеличение объема работ по сравнению с сопоставимым периодом, а оставшаяся часть роста расходов – преимущественно на дополнительную подготовку воздушных судов к возврату лизингодателям. Дополнительное давление оказал курсовой фактор. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 6,188 млрд руб. за счет дополнительных масштабных оптимизационных мер в отношении общехозяйственных, консультационных, маркетинговых расходов, включая полный отказ от проведения рекламных мероприятий. Кроме того, повлияло уменьшение затрат на системы бронирования в результате снижения спроса и закрытия бронирований на ближайшие месяцы. Прочие расходы снизились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 8,255 млрд руб. В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 13,054 млрд руб.

Финансовые доходы в 1 квартале 2020 года увеличились на 26,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,897 млрд руб., что связано с ростом прибыли от курсовых разниц. Финансовые расходы снизились на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 11,842 млрд руб., что в основном связано с уменьшением процентных расходов по аренде в результате снижения численности парка воздушных судов, включая вывод широкофюзеляжных самолетов. Убыток от реализации результата хеджирования (статья, в которой отражаются учетные движения по валютным обязательствам по лизингу) составил 7,36 млрд руб. Данная сумма включает неденежную переоценку лизинговых обязательств в размере 6,71 млрд руб. Девальвация рубля в течение отчетного периода привела к переоценке долгового портфеля и в связи со снижением выручки, получаемой Группой в валюте, в соответствии с применяемыми учетными принципами часть данной переоценки отражается в отчете о прибылях и убытках. Данная переоценка не является реализованным убытком Группы, то есть не связана с реальным оттоком денежных средств. Чистый убыток Группы «Аэрофлот» за 1 квартал 2020 года составил 22,484 млрд руб. С учетом корректировки на неденежную переоценку валютных обязательств по лизингу скорректированный чистый убыток составил 15,774 млрд руб., отметили в Аэрофлоте.
Общий долг по состоянию на 31 марта 2020 года увеличился на 30,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2019 года и составил 746,147 млрд руб. Рост долговой нагрузки связан с переоценкой лизинговых обязательств на отчетную дату в связи с девальвацией рубля на 25,6% (по отношению к доллару США) с начала года, а также в связи с целенаправленной работой Компании по накоплению ликвидности на фоне значительного снижения ожидаемых доходов.