Ростех предложил перевести российские авиакомпании на отечественную систему бронирования


Российские авиакомпании предложили перевести на отечественную систему бронирования — этот вопрос лоббирует «Ростех», который и разрабатывает продукт. Об этом пишут Известия. Госкорпорация обратилась к президенту с просьбой поручить правительству стимулировать перевозчиков к такому решению (письмо есть у «Известий»).

Крупнейшие авиакомпании существующие отечественные системы не устраивают по функционалу, и сегодня они работают с западными Sabre и Amadeus. Иностранные поставщики к ноябрю следующего года должны завершить перенос в РФ баз данных о внутренних перелетах. Чтобы мотивировать авиакомпании перейти на отечественное ПО, «Ростех» предлагает увязать это с предоставлением им господдержки.

Напомним, в июле 2019 года правительство РФ выпустило постановление, согласно которому к 31 октября 2021 года авиакомпании будут иметь право работать только с теми поставщиками систем бронирования, которые хранят и обрабатывают информацию о внутрироссийских перевозках — пассажирах, тарифах и сборах — на территории РФ. В кабмине аргументировали меру необходимостью обеспечить конфиденциальность данных и предотвратить акты незаконного вмешательства на транспорте.

Сегодня «Аэрофлот» работает с системой бронирования американской Sabre, S7 и «Уральские авиалинии» — с европейской Amadeus. Российскую Leonardo, разработанную компанией «Сирена-Трэвел», используют UTair и несколько небольших отечественных перевозчиков. Авиакомпания «Азимут» работает с Национальной системой бронирования (НСБ) «Ростеха», который вместе с Внуково владеет компанией ТАИС — создателем НСБ. Ранее в «Аэрофлоте» заявляли, что Sabre за свои средства перенесет данные и процессинг в Россию. В Amadeus ничего не говорили о таких намерениях.

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов 29 июня направил президенту России Владимиру Путину письмо (есть у «Известий»), в котором предложил поручить правительству РФ «рассмотреть возможность перехода ведущих российских авиакомпаний («Аэрофлот», S7) на отечественные информационные системы в рамках проекта ООО «РТ-Транском».

Предприятие «РТ-Транском» создано «Ростехом» для эксплуатации на территории РФ единой системы взаиморасчетов. Перед компанией стоит задача создания в стране современного и защищенного дата-центра, «а также осуществление переноса данных ведущих российских авиакомпаний, прежде всего ПАО «Аэрофлот» и S7, с импортного на отечественное ПО», говорится в обращении. В рамках проекта структуры госкорпорации установили партнерские отношения с «Сиреной-Трэвел» и «Транспортной клиринговой палатой» (ТКП), указано в письме, но подробности не раскрываются.

Глава «Ростеха» подчеркивает, что требования пока еще не выполнили ведущие российские авиакомпании. «Аэрофлот» объявил о создании совместного предприятия с компанией Sabre, однако существуют обоснованные сомнения в возможности исполнения указанного постановления правительства в требуемый срок в подобном формате», — говорится в письме. Сергей Чемезов предлагает увязать предоставление авиакомпаниям господдержки с переходом на использование отечественных программных продуктов.

«Авиакомпаниям, использующим <...> иностранные системы, ООО «РТ-Транском» могут быть предложены значительные скидки (50% от текущих платежей иностранным поставщикам за год), бесплатная установка программного обеспечения и отсрочка платежей на один год с момента начала его эксплуатации, — сказано в обращении. — Данные меры поддержки целесообразно синхронизировать с планами оказания помощи российским авиаперевозчикам».

На письме стоит виза Владимира Путина. Президент переадресовывает его председателю правительства Михаилу Мишустину с формулировкой: «Рассмотреть и поддержать». В «Ростехе», «Сирене-Трэвел» и ТКП на момент публикации не ответили на запросы. Источник «Известий» в одной из российских авиакомпаний рассказал, что в июле в Минтрансе проходило совещание, на котором обсуждалась инициатива «Ростеха».

В Минтрансе сказали, что совместно с ведущими российскими авиакомпаниями продолжают работу по защите национального суверенитета над информационными потоками в сфере гражданской авиации. «Функционал отечественных компонентов автоматизированных систем оформления воздушных перевозок за последнее время существенно улучшился. Однако он еще не в полной мере отвечает потребностям ведущих российских авиакомпаний, включая обеспечение возможности работы в глобальных альянсах», — отметили в Минтрансе.

В ведомстве добавили, что переход авиакомпаний на российские системы оформления воздушных перевозок запланирован поэтапно, чтобы исключить риски нарушения бизнес-процессов, что особенно важно в условиях существенного снижения объемов перевозок.