"Аэроэкспресс" предупредил о потере 60% выручки из-за коронавируса

Поезд "Аэроэкспресс"
Фото "Аэроэкспресс"
Поезд "Аэроэкспресс"
Фото "Аэроэкспресс"

Выручка от перевозки пассажиров «Аэроэкспресса» по итогам 2020 года сократится по сравнению с прошлым годом на 60% — с 5,1 млрд до около 2,1 млрд руб. Это следует из письма гендиректора компании Алины Бисембаевой, которое она направила премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке компании. Об этом пишет РБК.

У РБК есть копия письма Бисембаевой от 26 октября, его содержание подтвердил источник, близкий к компании. В пресс-службах «Аэроэкспресса» и правительства подтвердили обращение компании, но отказались от дополнительных комментариев.

На падение выручки «Аэроэкспресса» повлияли ограничения на перемещения по Москве и закрытие границ, введенные в марте из-за пандемии коронавируса, поясняет глава компании. «Так, в апреле—мае текущего года, в период почти полного прекращения авиасообщения, пассажиропоток «Аэроэкспресса» сократился на 98%, то есть деятельность компании практически остановилась», — указывает Бисембаева в письме Мишустину.

В октябре число пассажиров компании упало в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 594 тыс. человек, а за январь—октябрь — на 57%, до 5,8 млн, рассказал источник, близкий к компании. В 2019 году «Аэроэкспресс» перевез более 12 млн пассажиров.

Россия приостанавливала международное авиасообщение с конца марта по 1 августа. Это сильно ударило по авиационной отрасли — за восемь месяцев 2020 года авиакомпании перевезли в два раза меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года (43,9 млн против 86,3 млн человек), а их совокупный убыток за первое полугодие превысил 120 млрд руб. Показатели «Аэроэкспресса» напрямую зависят от пассажиропотока авиакомпаний: Бисембаева рассказывала в интервью «Ведомостям» в ноябре 2019 года, что компания занимает 12% от рынка по доставке пассажиров в три основных аэропорта Москвы — «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Тогда же она прогнозировала рост выручки «Аэроэкспресса» в 2020 году на 3–4%. В 2019 году общая выручка компании (от перевозки пассажиров и других видов деятельности) составила 6 млрд руб.

Совокупная задолженность «Аэроэкспресса» по кредитам и лизинговым соглашениям на конец октября — 15,03 млрд руб., указала в письме Бисембаева. С начала 2020 года она выросла на 900 млн руб., говорит источник, близкий к компании. Перевозчику принадлежит семь одноэтажных поездов «ЭД4МКМ-аэро», а в лизинге у него еще 11 двухэтажных поездов швейцарского производителя Stadler. Лизинг обходится компании более чем в 1 млрд руб. в год, кроме того, она тратит 550 млн руб. ежегодно за пользование инфраструктурой РЖД, указано в письме.

«Аэроэкспресс» — единственный среди пригородных пассажирских перевозчиков — платит 100% тарифа за пользование инфраструктурой РЖД, утверждает глава компании в письме премьеру. Возможность льготной ставки в 0,01% от этого тарифа для нее отменили в 2015 году. Бисембаева попросила Мишустина вернуть компании эту льготу на 2020–2021 годы, то есть практически обнулить тариф за пользование инфраструктурой.

Подробнее