Кабина Су-57 оптимизирует общую производительность системы "человек – самолет"

Су-57
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU
Су-57
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU

При создании кабины многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57, серийно выпускаемого Объединенной авиастроительной корпорацией (ПАО «ОАК» в составе Госкорпорации Ростех), конструкторы обеспечили летчику наиболее оптимальные условия для его работы.

«Автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являются определяющими требованиями к эргономике кабины современного истребителя», – рассказал начальник отдела кабин ОКБ Сухого компании «Сухой» (в составе ОАК) Никита Дорофеев в интервью корпоративному журналу ОАК «Горизонты».

По его словам, на Су-57 достигнута максимальная автоматизация «рутинных» процессов пилотирования и боевого применения. Благодаря ей и удалось создать одноместный многофункциональный истребитель. «Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован», – пояснил Никита Дорофеев.

Комплексирование информации, поступающей от разных источников, стало необходимым требованием в силу большого объема поступающей информации и жестких геометрических ограничений кабины одноместного истребителя. С учетом требований закабинного обзора и обеспечения досягаемости органов управления в кабине любого истребителя ограничена возможная площадь экранов индикаторов. На истребителе установлены многофункциональные индикаторы, обладающие возможностью предъявлять летчику огромный объем информации - как о тактической обстановке, так и о работе систем самолета. Поэтому всю информацию на них потребовалось комплексировать в зависимости от этапа полета и выполняемой задачи. Это позволило предъявлять летчику только ту часть информации, которая необходима в данный момент.

Технология интеллектуальной поддержки обеспечивает летчику Су-57 помощь в решении задач с учетом текущей обстановки и прогноза ее развития. «Наша задача – сделать так, чтобы летчик был ситуационно-осведомленным, чтобы он знал, что делает самолет. Нужен баланс: с одной стороны, высокий уровень автоматизации, позволяющий системе “человек – машина” успешно решать поставленные задачи, а с другой – летчик должен контролировать процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет происходить дальше», – считает Никита Дорофеев.

Новый номер корпоративного журнала ОАК «Горизонты» можно прочитать по ссылке.