С помощью спектрометра SPICAM на борту "Марс-Экспресс" впервые собраны данные о концентрации воды в атмосфере Марса

Марс
wikipedia.org
Марс
wikipedia.org

Марс теряет воду неравномерно — скорость её улетучивания в космос определяют смена сезонов и пылевые бури. Благодаря многолетней работе спектрометра SPICAM на борту космического аппарата «Марс-Экспресс» впервые собраны данные о концентрации воды в атмосфере в течение нескольких марсианских лет. Как показала Анна Фёдорова и её коллеги из Института космических исследований Российской академии наук и лаборатории исследований атмосферы, молекулы водяного пара в атмосфере могут достигать высот 90 км над поверхностью, что существенно облегчает его «уход» в открытый космос. Об этом сообщили в пресс-службе "Роскосмоса".

Наиболее интенсивно Марс теряет воду во время южного лета и пылевых бурь. Исследования были подтверждены результатами моделирования, которое провели исследователи LATMOS. Однако даже эти увеличенные оценки не помогают понять, куда исчезла та марсианская вода, которая могла бы создать ландшафт современной нам планеты. «Марс-Экспресс» продолжает работу, а вместе с ним и другие марсианские аппараты, в том числе — зонд TGO российско-европейской миссии «ЭкзоМарс-2016».

"Довольно долгое время представлялось, что вся вода сосредоточена в нижней атмосфере Марса, откуда водород медленно поднимается в верхнюю атмосферу, и, следовательно, процесс его ухода из атмосферы равномерный и не зависящий от времени года. Однако данные, полученные с помощью инфракрасного спектрометра SPICAM на борту космического аппарата «Марс-Экспресс», рисуют гораздо более сложную картину. «Марс-Экспресс», запущенный с космодрома Байконур в 2003 году, работает на орбите вокруг Марса с конца 2003 года, то есть около восьми марсианских лет. И всё это время он рутинно измеряет содержание водяного пара в атмосфере Марса на высотах до 100 км над поверхностью", - говорится в сообщении.

Особенность прибора SPICAM в том, что он способен исследовать атмосферу планеты в режиме «солнечных затмений», то есть наблюдая, как солнечный свет просвечивает слой атмосферы на краю планетного диска. Благодаря этому можно изучать распределение молекул водяного пара на разных высотах. Это — ключ к пониманию самых тонких процессов в атмосфере: как движутся атмосферные массы, какие химические и физические процессы происходят в них и где именно.

"Обработав данные SPICAM за восемь марсианских лет, Анна Фёдорова, руководитель лаборатории экспериментальной спектроскопии ИКИ РАН, и её коллеги обнаружили, что в периоды, когда Марс находится дальше от Солнца, водяной пар практически не поднимается выше отметки в 60 км. Это происходит, когда планета находится в афелии — точке орбиты, наиболее удаленной от Солнца (орбита Марса более вытянута по сравнению с земной, поэтому разница заметна, 207 и 249 миллионов км). В это время в северном полушарии лето, в южном — зима. Напротив, когда Марс проходит перигелий, ближайшую к Солнцу точку (во время южной зимы), водяной пар может подниматься до 90 км над поверхностью, не конденсируясь в лед. Концентрация водяного пара в этот период может достигать 100 частиц на миллион в единице объёма", - отметили в пресс-службе.

«Марс-Экспресс» продолжает работу у Марса, а вместе с ним исследованиями концентрации воды занимается орбитальный аппарат TGO. Его наблюдения также свидетельствуют, что в южном полушарии летом атмосферная вода достигает больших высот, включая глобальную пылевую бурю и региональный шторм. Кроме того, TGO обнаружил водяной пар в перенасыщенном состоянии, часто наблюдаемый одновременно с облаками. С другой стороны, данные представляет аппарат MAVEN (NASA), приборы которого регистрируют атомарный водород и его изотопы в ближайшем к Марсу космосе и помогают оценить современный темп потерь.