По телеметрии "Науки" заподозрили сбои в топливной системе

Модуль "Наука"
фото Роскосмоса
Модуль "Наука"
фото Роскосмоса

Российский модуль «Наука» (МЛМ-У), вчера успешно стартовавший с космодрома Байконур и выведенный на целевую орбиту, столкнулся со сбоями в топливной системе, сообщил N + 1 источник в ракетно-космической отрасли. Для подъема орбиты и сближения с МКС «Наука» должна четыре раза включить двигатели, из-за сбоя модулю может не хватить топлива на все маневры, сказал он. В пресс-службе «Роскосмоса» сообщили, что никаких новых данных о состоянии МЛМ пока нет, информация о первой попытке включения двигателей может поступить после 15:00. Об этом пишет N+1.

Модуль «Наука», который создавался первоначально как дублер модуля «Заря», должен стать главной площадкой для научных экспериментов по российской программе. Он должен был полететь к станции еще в 2009 году, но запуск неоднократно откладывали по нескольким причинам. Главная из них, вызвавшая самую долгую задержку — это производственный брак, из-за которого в топливной системе оказалась металлическая стружка. Удаление ее из баков и трубопроводов оказалось сложной технологической задачей, подробнее об этом мы рассказывали в большом материале «Роковая стружка».

Причина появления стружки отчасти состояла в самой конструкции баков: внутри них были тонкие стальные «гармошки» — сильфоны, которые в условиях невесомости обеспечивают давление в баках. После долгих попыток избавиться от стружки специалисты решили, что она не создаст проблем, если баки не потребуется перезаправлять, а эта операция не потребуется после того, как модуль долетит до МКС.

По словам источника, судя по телеметрической информации, в топливной системе создалось слишком высокое давление, в результате чего сильфоны порвались и топливо вытекло в газовую полость за мембраной сильфона. Это означает, что какая-то часть топлива может не попасть в трубопроводы и к двигателям, что, в свою очередь, ставит под угрозу возможность долететь до МКС. С другой стороны, отмечает источник, похожие телеметрические данные могут создавать сбои в системе клапанов топливной системы.

По его словам, ситуация остается неясной, некоторое время назад на борту модуля впервые включили двигатели, но штатно ли прошло включение, пока неизвестно.

Косвенным подтверждением проблем с МЛМ может служить информация о переносе отстыковки «Пирса» от стыковочного узла, куда предстоит пристыковать модуль. Первоначально она планировалась на вечер пятницы, теперь, судя по переговорам экипажа, она может быть отложена до субботы.