Работа аспирантки МАИ повысит ресурс самолётов благодаря использованию композитных элементов

Работа аспирантки МАИ повысит ресурс самолётов композитными элементами
фото МАИ
Работа аспирантки МАИ повысит ресурс самолётов композитными элементами
фото МАИ

Широкое применение композиционных материалов при создании самолётов нового поколения — один из главных трендов авиационной индустрии. Композиты можно использовать для изготовления фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и других элементов самолёта, что позволяет снизить его вес и повысить прочность. Однако нет ничего идеального: со временем механические и прочностные свойства композиционных материалов ухудшаются, что связано с накоплением повреждений при эксплуатации. Рассчитать, как именно происходит этот процесс, крайне важно для повышения ресурса авиационных изделий. Работу над алгоритмом, позволяющим проводить такие расчёты, ведёт аспирантка института № 6 «Аэрокосмический» Анна Маскайкина. Об этом сообщает пресс-служба МАИ.

Цель работы Анны Маскайкиной — повышение усталостной долговечности и ресурса авиационных конструкций за счёт создания оптимальных стыковых металло-композитных узлов: например, стык композитного крыла самолёта с центропланом, узел крепления композитной лопасти вертолёта и т. д. Для этого аспирантка МАИ разрабатывает алгоритм расчёта накоплений повреждений, влияющих на ресурс таких узлов, занимается моделированием деградации свойств однонаправленных слоистых композитов и прогнозированием изменения их характеристик с ростом повреждённости при нагружении. Работа ведётся уже три года под руководством профессора кафедры 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий» Александра Александровича Дудченко.

"Механизмы накопления повреждений в композиционных материалах значительно более разнообразны, чем в металлах, — говорит Анна. — Алгоритм расчёта свойств композиционного материала учитывает уровень напряжённого состояния в отдельных монослоях и параметры структуры. В рамках работы была создана модель комлевой части лопасти вертолёта, адекватно описывающая явление деградации для различных структур и позволяющая исследовать зависимость ресурса конструкции от степени повреждённости. Также разработана программа для расчёта накопления повреждений".

Работа выполняется по гранту РФФИ. Также проект был отмечен на конференции «Ломоносов» и Международной молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения». Анна уверена, что применять результаты исследования можно будет не только в авиации, но и в других отраслях, для которых актуально использование металло-композитных соединений, например в судостроении.