Учёные России и Китая разработали концепции астрофизического телескопа на Луне

Луна
© Владимир Кулаков
Луна
© Владимир Кулаков

Российские и китайские учёные опубликовали в очередном выпуске «Вестника Научно-производственного объединения имени С. А. Лавочкина» (предприятие входит в Госкорпорацию «Роскосмос») информацию о концепциях астрофизического телескопа для будущей Международной научной лунной станции (МЛНС/ILRS). Об этом сообщили в пресс-службе "Роскосмоса".

Концепции разработаны специалистами Института астрономии Российской академии наук, Национальной обсерватории Китая, Университета Китайской академии наук и Института астрономии и астрофизики имени Кавли при Пекинском университете. Учёные предложили к рассмотрению три варианта лунной астрофизической обсерватории: А — небольшой ультрафиолетовый телескоп с апертурой 15–30 см и собственной системой наведения; Б — крупный многоцелевой телескоп с апертурой 60 см, работающий в ультрафиолетовом, оптическом и инфракрасном диапазонах; В — мультиапертурный телескоп для одновременной съёмки неба в ультрафиолетовом диапазоне.

"Развёртывание телескопа планируется в рамках миссии ILRS-5 в 2035 году. МЛНС представляет собой комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны. Она предназначена для проведения многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ, включая исследование и использование Луны, лунные наблюдения, фундаментальные исследовательские эксперименты и проверку технологий с возможностью длительной беспилотной эксплуатации и с перспективой присутствия человека на Луне", - говорится в сообщении.

Меморандум о взаимопонимании между правительствами России и Китая о сотрудничестве в области создания МЛНС был подписан 9 марта 2021 года. Проект открыт для всех заинтересованных стран и международных партнёров с целью укрепления научно-исследовательского взаимодействия и продвижения исследования и использования космического пространства в мирных целях в интересах всего человечества.