ЕС разрешил сохранить старые контракты финлизинга с российскими авиакомпаниями

© Bobby Hidy / Flickr / CC BY-SA 2.0
© Bobby Hidy / Flickr / CC BY-SA 2.0

Евросоюз разрешил своим компаниям исполнять контракты финансового лизинга, заключенные с российскими авиакомпаниями до 26 февраля. После истечения сроков контракта самолеты по условиям финлизинга перейдут в собственность перевозчиков из РФ. Об этом говорится в опубликованном 8 апреля очередном пакете санкций, пишет РБК.

«Национальные компетентные органы могут разрешить при таких условиях, которые они сочтут необходимыми, исполнение финансового лизинга воздушного судна, заключенного до 26 февраля 2022 года, после того как будет установлено, что это строго необходимо для обеспечения повторных выплат по лизингу юридическому лицу, организации или органу, зарегистрированному или созданному в соответствии с законодательством государства-члена, которое не подпадает ни под одну из ограничительных мер, предусмотренных настоящим Регламентом»,— указано в пояснении.

Также уточняется, что российскому контрагенту не должно быть предоставлено «никаких экономических ресурсов, за исключением передачи собственности на воздушное судно после полного возмещения финансового лизинга».

Точное число самолетов в финлизинге у российских компаний неизвестно. При этом, как полагают эксперты, их число невелико, поскольку финансовый лизинг менее распространен, чем операционный, при котором перевозчики выплачивают только часть стоимости судна за период его эксплуатации. При этом в оперлизинге самолет остается у лизингодателя и не переходит в собственность авиакомпании. Как отмечали аналитики «Газпромбанк Лизинг», финлизинг в авиаотрасли РФ в основном представлен в отношении отечественных самолетов.

26 февраля ЕС запретил продажу самолетов и комплектующих российским авиакомпаниям. Под запрет попали также страхование и техническое обслуживание, а все заключенные ранее лизинговые контракты прекратили действие с 28 марта. Многие лизингодатели объявили дефолт контрактов еще до этой даты, в связи с чем за рубежом начались аресты самолетов. По данным Минтранса, российский авиапарк потерял таким образом за рубежом 78 бортов. 10 марта правительство постановлением №312 запретило вывоз самолетов, вертолетов и беспилотников. Глава ведомства Виталий Савельев сообщал 22 марта, что в российский реестр из иностранных переведено уже 800 самолетов. 29 марта Минтранс опубликовал приказ, согласно которому все заявления перевозчиков на вывоз авиатехники из РФ, попавшей под экспортный запрет, будут проходить проверку Росавиации, Минобороны и ФСБ.