Турбизнес и пассажиры выступили против введения нового авиасбора

© Юлия Кузьмина, AVIA.RU
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU

Введение дополнительного сбора для авиапассажиров нецелесообразно, так как приведет к повышению стоимости билетов и снизит транспортную доступность, заявили в Общенациональном союзе индустрии гостеприимства (ОСИГ) и Общероссийском объединении пассажиров. Об этом пишет Российская Газета.

Ввести новый сбор предложили, чтобы профинансировать создание отечественной автоматизированной системы бронирования авиабилетов и выплаты компенсаций пассажирам в случае банкротства авиакомпаний.

"Мы категорически не поддерживаем любые инициативы, связанные с повышением сборов с граждан на любые цели", - заявил "РГ" председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты России Илья Зотов.

Введение сбора - контрпродуктивная мера, которая идет вразрез с госполитикой развития гражданской авиации. Данный сбор сейчас не нужен риски банкротства авиакомпаний отсутствуют, заметил он. Как пояснил Зотов, государство уже оказало значительную поддержку авиаотрасли в объеме более 300 млрд рублей. Нужно предусмотреть такую систему, чтобы в случае банкротства авиакомпаний не было ответственности пассажиров, заметил он. Письмо с оценкой инициативы Союз направил министру транспорта Виталию Савельеву.

В турсообществе также выступили против создания резервного фонда. В ОСИГ считают, что таким образом корпорация "Ростех" в новой форме снова пытается создать резервный фонд. Подобное предложение не прошло в принятый 19 мая законопроект об «электронной путевке". С ее помощью туристы могут отслеживать по номеру путевки статус своего тура. Из законопроекта удалось исключить гарантийный фонд и платежи туроператоров, что могло бы стать неподъёмным для туриндустрии, указывают в ОСИГ. Там напоминают, что систему стоимостью 500 млн рублей по заказу Ростуризма ещё с 2015 года разрабатывала группа "Астерос". "Ростех" предполагал участвовать в развитии системы. Но запустить «Электронную путевку» в срок не удалось, так как в конце 2017 года не были приняты необходимые подзаконные акты.

Об инициативе стало известно из письма генерального директора недавно созданного АО «Авиагарант» Алексея Шубенкова от 7 апреля 2022 года заместителю министра транспорта Игорю Чалику (копия есть у "РГ"). В документе говорится о создании автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. В ее составе также будет создана единая система взаиморасчетов на воздушном транспорте. Эти системы должны заменить зарубежные. Оператором предполагается назначить АО "Авиагарант". А для создания системы без привлечения бюджетных средств "представляется необходимым установить сбор, взимаемый с пассажиров при оформлении билетов", - предлагается в письме. Как отмечает его автор, к увеличению стоимости авиабилетов это не приведет, поскольку предлагается перераспределить уже действующие сборы.

По данным газеты "Известия", собранные средства также планируется тратить на выполнение обязательств перевозчиков перед пассажирами в случае форс-мажоров, к примеру, банкротства авиакомпании.

В минтрансе комментировать создание резервного фонда не стали.

В госкорпорации "Ростех" заявили "РГ", что инициатива Минтранса пока только обсуждается с учетом мнений всех заинтересованных сторон. "Сама по себе идея создания некого страхового фонда – вполне здравая, так как это гарантирует защиту прав пассажиров на случай форс-мажорных обстоятельств. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда путешественники, имеющие билет на самолет, не могли вылететь, застревали в аэропортах и тд. Именно для таких случаев это и необходимо", - отметили в госкорпорации.

В "Ростехе" также добавили, что ничего общего с идеей формирования резервного фонда, которая обсуждалась в законопроекте об "электронной путевке", нет. Инициатива создания фонда за счет нового авиасбора направлена на защиту прав пассажиров, а не клиентов турфирм. "Проект направлен на структурирование взаиморасчетов в отрасли авиаперевозок, чтобы не зависеть в условиях санкций от зарубежных поставщиков ни в информационно-технологическом, ни в финансовом аспектах", - пояснили в госкорпорации.

В одном из писем бывшего замминистра транспорт Кирилла Богданова предлагалось создать рабочую группу для утверждения новой схемы платежей обработки всех платежей авиаперевозок в России. К участию в группе пригласили представителей IATA, Национальной системы платежных карт, "Транспортной клиринговой палаты" и передачи отдельного диапазона номеров электронных билетов для всех авиакомпаний - участников рынка перевозок России по вновь создаваемому единому оператору".

Поручение создать отечественную систему бронирования авиабилетов было дано президентом, постановлением правительства были установлены требования к системе.