Stratolaunch показала гиперзвуковой планер для сброса с самого длиннокрылого самолета

фото Stratolaunch
фото Stratolaunch

Американская компания Stratolaunch представила первый прототип гиперзвукового планера Talon-A. Он позволит отработать сброс из-под крыла самолета Stratolaunch Roc, а будущие версии после отделения смогут развивать скорость до шести Махов. Об этом пишет N+1.

Stratolaunch известна своим самолетом Scaled Composites Model 351, также известным как Roc. Размах его крыла составляет 117,3 метра, что делает его крупнейшим в мире по этому показателю. Roc имеет два фюзеляжа, между которыми крепится полезная нагрузка. Предполагалось, что он будет выступать в качестве самолета-носителя для орбитальных ракет: изначально Pegasus XL, а затем и собственного семейства носителей с грузоподъемностью до шести тонн. В 2019 году самолет успешно совершил первый полет, но из-за смерти основателя компании Пола Аллена компания сменила концепцию, вначале отказавшись от разработки своих орбитальных ракет в пользу все той же Pegasus XL, а затем и вовсе сконцентрировавшись лишь на исследовательских запусках гиперзвуковых планеров.

В конце 2021 года Stratolaunch защитила проект первого такого планера Talon-A. Его длина составляет 8,5 метра, ширина — 3,4 метра, а масса — 2,7 тонны. В хвостовой части находится двигатель, который сможет разгонять планер до шести Махов. Общая длительность гиперзвукового участка полета должна составить более минуты. Предполагается, что в будущем планеры Talon будут нести на себе полезную нагрузку от компаний и государственных агентств, разрабатывающих те или иные технологии для гиперзвуковых полетов.

В конце мая компания завершила сборку первого прототипа TA-0. Он имеет такие же массу и габариты, как и основная версия планера, но лишен двигателя. TA-0 предназначен для испытания пилона, на котором он будет подвешен в полете, а также проверки поведения планера и самолета-носителя после сброса.

В ближайшие месяцы инженеры проведут несколько полетов с подвешенным планером и до конца года собираются сбросить его с самолета. При этом неизвестно, будет ли TA-0 садиться в режиме планирования или на парашюте. После этого начнутся испытания прототипа TA-1, который уже будет оснащен двигателем, а затем будут проводиться полеты TA-2, который будет «полностью многоразовым» (неясно, какие ограничения по многоразовости будут у TA-1).