Чартерный авиаперевозчик Royal Flight может покинуть российский рынок в сентябре

Самолет Boeing 737-800 авиакомпании Royal Flight
Фото пресс-службы Royal Flight
Самолет Boeing 737-800 авиакомпании Royal Flight
Фото пресс-службы Royal Flight

Авиакомпания Royal Flight, которую связывают с туроператором Coral Travel с турецкими корнями, может в сентябре лишиться сертификата эксплуатанта самолетов. Она не летает с марта, в России у компании осталось два самолета. В 2021 году авиаперевозчик занимал 13-е место по объему перевозок среди российских авиакомпаний Об этом пишет Forbes.

Авиакомпания Royal Flight не планирует возобновлять рейсы до конца лета, она остановила полеты в марте. В России у чартерного перевозчика осталось всего два самолета, остальные 11 находят за границей. Если лизингодатели разорвут контракты, Royal Flight может уже в сентябре лишиться сертификата эксплуатанта воздушных судов, сообщается со ссылкой на источники в авиационной отрасли и в самой компании.

В сентябре вступят в силу требования ФАП-10, в том числе о наличии у перевозчика хотя бы шести самолетов в иностранном реестре или трех — в российском. В 2021 году Royal Flight заняла 13-е место по объему перевозок (1,5 млн пассажиров). По данным СПАРК, компания получила 200 млн рублей чистой прибыли против убытка в 399,5 млн рублей годом ранее. Большинство российских чартеров не могут летать в Турцию из-за рисков ареста самолетов из-за санкций Евросоюза, который запретил новые поставки, техобслуживание и страхование самолетов, а также предписал вернуть лайнеры лизингодателям.

До санкций в парке компании насчитывалось 13 различных типов Boeing. 11 самолетов были задержаны в Турции и Египте в начале марта, по требованию четырех лизингодателей из Евросоюза и США. По словам одного из собеседников газеты, лизинговые соглашения пока не аннулированы, хотя лизинг компания не оплачивает. Депозиты, которые могли быть использованы в качестве обеспечительных платежей, не вскрыты и контракты не считаются расторгнутыми, уточнил собеседник. По его словам, стороны вели переговоры о покупке воздушных судо, но владельцы отказались из-за риска вторичных санкций.

Источник, близкий к Минтрансу, рассказал, что два самолета оставшиеся в России перевели в отечественный реестр, это подтвердил источник в Royal Flight. Перевозчик рассчитывал поставить 24-летний Boeing 757 и 11-летний Boeing 737 (припаркованы в Шереметьево) на внутрироссийские курортные направления. Однако часть из них были признаны нерентабельными, а южные аэропорты до сих пор закрыты для полетов, объяснил собеседник.

Он отметил, что в ближайшие месяцы компания вряд ли сможет возобновить полеты — ее ресурсы направлены на сохранение коллектива и расчеты с российскими контрагентами. По словам собеседника, обязательства, в том числе перед аэропортам, выполняются в полном объеме. Компания уволила около трети сотрудников, половина штатных работников отправлена в простой. Продолжать операционную деятельность с двумя самолетами в компании считают «малоцелесообразным».

На сайте туроператора Coral Travel (компанию с турецкими корнями на рынке связывают с Royal Flight, отмечает газета) предлагаются варианты туров с перелетами Turkish Airlines, Azur Air, Red Wings, Pegasus и Pegas Fly. В 2019 году именно на чартерных рейсах в Турцию добиралась до 80% российских туристов, сейчас их число незначительно, сказал вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. Он связал это с общим дефицитом бортов, которые могут осуществлять рейсы за рубеж.

По словам другого собеседника на туристическом рынке, Azur Air и Nordwind сейчас используют не более 5–10% от имеющейся квоты на полеты в Турцию. Остальные самолеты, по его словам, перенаправлены на Россию, но спрос на чартерные рейсы в условиях закрытия аэропортов юга ограничен. Дмитрий Горин добавил, что чартерные предложения внутри страны формируют «Уральские авиалинии», iFly, «Россия» и другие перевозчики.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), на курорты Турции летают прямые рейсы восьми авиакомпаний из 17 городов России (в 2021 году такие полеты выполняли 18 авиакомпаний из 46 городов). В 2022 году в Анталье может отдохнуть около 2,9 — 3 млн россиян, это на 45% меньше, чем в доковидном 2019 году, и на 17% меньше, чем в 2021-м. По оценке представителя OnlineTur.ru Игоря Блинова, использование чартера может сократить стоимость всего тура на 20–25%. Такой рейс формирует лишь 15-35% в средней стоимости тура, в то время как регулярный — 60–65%. Блинов отметил, что на фоне общей нестабильности и роста цен за рубеж едут в основном обеспеченные туристы.