Китай разрабатывает многоразовую версию сверхтяжелой ракеты Чанчжэн 9

© CNSA
© CNSA

Китайские конструкторы начали разработку многоразовой модификации сверхтяжёлой ракеты-носители «Чанчжэн-9» (Long March 9). Об этом сообщает SpaceNews со ссылкой на публичное выступление одного из конструкторов ракет серии «Чанчжэн» Лонга Лехао.

Появление планов по созданию новых многоразовых ракет-носителей на метане и жидком кислороде, которые должны быть готовы к 2035 году, свидетельствует о том, что Китай намерен внести существенные изменения в свои планы на космические полеты.

В прошлом году правительство Китая дало сигнал об одобрении продолжения разработки сверхтяжелой ракеты-носителя, известной как «Чанчжэн-9». Планируется, что давно запланированная одноразовая ракета-носитель будет введена в эксплуатацию к 2030 году, как раз вовремя, чтобы облегчить китайские мегапроекты, включая Международную исследовательскую лунную станцию.

Гигантская ракета будет состоять из трех ступеней и четырех боковых ускорителей, причем первая ступень и ускорители будут использовать смесь керосина и жидкого кислорода.

Тем не менее, новая концепция многоразовой двухступенчатой ​​пусковой установки была представлена ​​в недавней публичной лекции Лонг Лехао, одного из конструкторов серии ракет «Чанчжэн».

Первая ступень ракеты-носителя диаметром 10,6 метра будет оснащена 26 металоксовыми двигателями с тягой по 200 тонн. Он будет способен доставлять 150 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, 65 тонн на геосинхронную переходную орбиту или 50 тонн на транслунную.

Лонг, высокопоставленный чиновник, который часто представлял обновленную информацию о космической деятельности Китая, сообщил, что новые запуски должны быть готовы к 2035 году и, вероятно, будут разрабатываться параллельно с одноразовой версией.

Самый большой вариант, по-видимому, включающий третью ступень, будет иметь длину 110 метров и взлетную массу 4122 тонны.

Концепции будут резко отличаться как от одноразовой модели «Чанчжэн-9», так и от версии с многоразовой первой ступенью, представленной в прошлом году, и теперь целью является полное повторное использование. Однако частая смена концепций также свидетельствует о том, что планы Китая несколько меняются.

Презентация, сделанная в июле, проходит незадолго до первых орбитальных испытательных полетов одноразовой системы космического запуска и полностью многоразового космического корабля SpaceX.

Метан-жидкий кислород обеспечивает преимущества в производительности и снижает проблемы образования сажи и коксования для целей повторного использования. Планы соответствуют тенденции SpaceX, Blue Origin и United Launch Alliance по переходу на данный тип топлива.

Многоразовая ракета меньшего размера пятиметрового диаметра, представленная Лонгом, потенциально может быть предназначена для замены ряда устаревших гиперголических ракет, а также более поздних ракет «Чанчжэн», работающих на керосине, которые начали функционировать в течение последнего десятилетия.

Китайские коммерческие пусковые компании Landspace и iSpace в последние годы разрабатывают метано-кислородные пусковые установки, возможно, с помощью национальной стратегии военно-гражданского синтеза, которая способствует передаче ограниченных технологий.

Landspace собирается осуществить свой первый запуск металокса Zhuque-2 в ближайшем будущем с космодрома Цзюцюань. Конкурент iSpace также готовится провести пусковые испытания с испытательным изделием первой ступени из металокса для своей многоразовой ракеты Hyperbola-2 в Цзюцюане.