"Курчатовский институт" разработал новые высокопрочные конструкционные стали для авиационных двигателей

фото с сайта nrcki.ru/
фото с сайта nrcki.ru/

Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" разработали новые теплостойкие высокопрочные конструкционные стали для авиационных двигателей. Об этом сообщает пресс-служба института.

Как отмечается в сообщении, новые стали отличаются повышенными характеристиками прочности, усталостной долговечности и жаропрочности. Также разработаны технологии их производства, термической и химико-термической обработки. Материалы созданы для решения вопроса длительного ресурса работы деталей планера и двигателя, в том числе валов газотурбинных двигателей и деталей подшипников.

В частности, в институте разработана линейка высокопрочных конструкционных безуглеродистых мартенситностареющих сталей марок ВКС-170, ВКС-180. Эти материалы будут применяться для изготовления особо ответственных деталей двигателей. Так, ВКС-170 заменила более ранние российские разработки ЭП517 и ЭП866 в производстве валов турбины низкого давления (ТНД) и ряда других деталей в двигателе ПД-14. Сталь ВКС-180 будет применяться в современном двухконтурном турбовентиляторном двигателе ПД-8.

Еще одна разработка ВИАМ (совместно с АО "ОДК – Авиадвигатель") — сталь ВКС18 с принципиально новой системой упрочнения, не уступающая по уровню пластичности и вязкости зарубежным аналогам и превосходящая по прочности применяемые в настоящее время отечественные стали ЭП517 и ЭП866.

Чтобы увеличить контактную долговечность теплостойких подшипников из отечественной стали ЭИ347-Ш и импортозаместить подшипники из зарубежных сталей, специалисты НИЦ "Курчатовский институт" – ВИАМ разработали теплостойкие подшипниковые стали марок ВКС241-ИД и ВКС17-ИД (еще одна совместная работа с АО "ОДК – Авиадвигатель). По теплостойкости и твердости сталь ВКС241-ИД находится на уровне зарубежного аналога М50, по карбидной однородности превышает применяемую отечественную сталь ЭИ347-Ш в 1,5–2 раза. А ВКС17-ИД, предназначенная для тяжелонагруженных крупногабаритных подшипников качения, не уступает зарубежной стали М50NiL, не имевшей до настоящего времени российских аналогов.