ЦИАМ представит на МФД-2022 перспективные российские двигатели для местных воздушных линий и малой авиации

Двигатель-демонстратор АПД-500
фото пресс-службы ЦИАМ
Двигатель-демонстратор АПД-500
фото пресс-службы ЦИАМ

Малоразмерные авиационные двигатели разного типа и назначения станут одной из важных тем экспозиции Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на Международном форуме двигателестроения – 2022. Об этом сообщает пресс-служба ЦИАМ.

На стенде будут представлены демонстраторы перспективных отечественных поршневых (АПД), роторно-поршневых, электрических и малоразмерных газотурбинных двигателей в диапазоне мощности 70-500 л.с. Институт является головным исполнителем работ по созданию демонстраторов технологий для этих двигателей, формируя научно-технический задел для обеспечения плавного перехода от научно-исследовательской к опытно-конструкторской работе и ускорения передачи изделий в серийное производство.

Турбореактивный одноконтурный ТРД-70 и турбореактивный двухконтурный ТРДД-200, тягой соответственно 70 и 200 кгс, относятся к семейству перспективных малоразмерных двигателей-демонстраторов низкой стоимости, разрабатываемых ЦИАМ по заказу Минпромторга России. Они создаются на базе унифицированного газогенератора, особенностью которого являются сокращенное до минимума число деталей и объединенные функции конструктивных элементов. ЦИАМ завершит трехлетнюю НИР в этом году. По окончании ОКР двигатели смогут использоваться на летательных аппаратах (ЛА) малой авиации и местных воздушных линий.

Посетители экспозиции ЦИАМ смогут увидеть двигатель-демонстратор АПД-500 (мощность 500 л.с.), адаптированный ЦИАМ для авиационного применения из автомобильного мотора линейки двигателей ЕМП ФГУП «НАМИ». НИР, заказчиком которой также является Минпромторг России, будет завершена в этом году. АПД-500 успешно прошел серию наземных и высотно-климатических испытаний, в т.ч. в составе силовой установки экспериментального самолета на базе Як-18Т. В перспективе он сможет применяться для ремоторизации учебно-тренировочных и сельскохозяйственных самолетов, а также для перспективных ЛА, в т.ч. двухдвигательных.

Еще одна поршневая инновация – разрабатываемый ЦИАМ свободнопоршневой авиационный поршневой двигатель. Отсутствие в двигателе механизма – преобразователя возвратно-поступательных движений поршней во вращение выводного вала упрощает конструкцию, снижает его массу, повышает надежность силовой установки. Такие двигатели предполагается использовать в паре с линейным электрогенератором в составе силовых установок для легкомоторных «более электрических» самолетов.

В развитие технологий «электрического» будущего авиации на стенде будет демонстрироваться разрабатываемый ЦИАМ отказоустойчивый 6‑фазный электродвигатель-демонстратор ЭД-360 (мощность 360 кВт) для силовой установки легкого вертолета. Будет представлена информация и о других реализуемых ЦИАМ проектах по отработке технологий гибридных и электрических силовых установок, в том числе о работах по направлениям «Интеллектуальный двигатель» и «Электрический ГТД», нацеленным на поиск новых эффективных методов управления двигателями.

Направление роторно-поршневых двигателей будет представлено демонстратором авиационного РПД-100Т, разработанным по заказу Фонда перспективных исследований. Односекционный РПД-100Т блочно-модульной конструкции, укомплектованный деталями из композиционных материалов и отечественной системой турбонаддува, обладает высокими удельными характеристиками, малыми габаритами и широким диапазоном условий эксплуатации, которые подтверждены результатами ресурсных и высотно-климатических испытаний на стендах ЦИАМ.

ЦИАМ работает не только над новыми конструктивными схемами, но и исследует применение в двигателях будущего перспективных материалов и технологий. На стенде можно будет увидеть демонстраторы элементов и узлов двигателей, в которых использованы новейшие решения. Это, например, унифицированный редуктор малоразмерного ГТД, напечатанная методом селективного лазерного спекания полая лопатка ТНД с бандажной полкой, спроектированная методом топологической оптимизации; сегмент соплового аппарата турбины из алмаз-карбидкремниевого материала; «ветвистый» теплообменник и многие другие интересные экспонаты.

Также на стенде будут представлены демонстраторы элементов перспективной силовой установки для сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) нового поколения: модель плоского сопла ТРДД с эжектором и экранирующими элементами планера СПС; сверхзвуковой пространственный воздухозаборник и шумоподавляющее секторное сопло.

МФД-2022 пройдет с 26 по 28 октября 2022 года в 57 павильоне ВДНХ, г. Москва. Организаторы форума – Минпромторг России и АССАД. В рамках МФД состоится Научно-технический конгресс по двигателестроению. Приглашаем посетить стенд ЦИАМ на МФД-2022 и принять участие в мероприятиях Конгресса.