Авиакомпанию Utair могут заставить вернуть в бюджет 4,6 млрд рублей выплаченных субсидий

Самолет Boeing 737 авиакомпании Utair
фото аэропорта Геленджик
Самолет Boeing 737 авиакомпании Utair
фото аэропорта Геленджик

Авиакомпания Utair может не получить субсидии за перелеты внутри страны. По соглашению с Росавиацией перевозчик претендовал на 4,6 млрд рублей и большую часть уже получил. Однако Utair не выполнила условия: пассажирооборот компании по РФ не достиг 60% от уровня 2021 года при минимуме в 72%. Международный пассажирооборот Utair при этом вырос почти на 300%. Теперь Utair, согласно условиям правительства, предстоит вернуть уже полученные деньги, но неясно, насколько авиакомпания способна это сделать. Об этом пишет "Коммерсантъ".

Как выяснило издание, Utair может столкнуться с необходимостью вернуть субсидии на перелеты внутри страны из-за концентрации на зарубежных перевозках. Речь идет о субсидиях за полеты в апреле—октябре в размере 100 млрд рублей, которые Росавиация распределила между 32 авиакомпаниями. На 10 ноября, по данным Минфина, перечислено 90,9 млрд рублей. Исходно Utair (ПАО «Ютэйр») должна была получить 6,9 млрд рублей, а ее дочерние структуры в малой авиации и вертолетных перевозках — еще 32 млн и 4,7 млн рублей соответственно. Но в сентябре Росавиация вычла 2,3 млрд рублей и перераспределила их в пользу других перевозчиков. Как подтвердили в Utair, компания получила большую часть из 4,6 млрд руб.: «Мы получили субсидии за период апрель—сентябрь, готовим документы за октябрь».

Но, как выяснил "Коммерсантъ", Utair не выполнила условия субсидии: согласно постановлению правительства 761, минимальный налет по стране должен составить 72% от уровня апреля—октября 2021 года, а у Utair он не достигает 58%.

По статистике Росавиации, общий пассажирооборот на внутренних линиях (с учетом субсидируемых рейсов) Utair с апреля по сентябрь составляет 57% от тех же месяцев 2021 года (3,821 млрд пассажиро-километров против 6,886 млрд). Сегмент малой авиации — дочернее АО «Ютэйр» (летает на самолетах «Ан») — показал снижение всего на 13,5%, но его пассажирооборот составляет лишь 31,5 млн пассажиро-километров. Данных по вертолетному сегменту нет, но объем перевозок там незначителен.

В действительности цифра меньше 57%, поскольку из нее нужно вычесть налет по другим субсидируемым программам (в частности, Utair получает средства из бюджета за региональные перевозки). Наверстать отставание за октябрь невозможно: по данным источника “Ъ” в Минтрансе, в октябре пассажиропоток Utair в годовом выражении снизился на 30%. По мнению источника издания в отрасли, чтобы выполнить условия, в октябре «Utair пришлось бы вдвое увеличить парк и летать только внутри страны».

Между тем перевозчик осенью продолжил наращивать международную программу, увеличив в сентябре число рейсов из регионов в Баку, а с октября запустив дополнительный рейс из Грозного в Дубай. Utair начала активно усиливать международное присутствие с лета: пассажирооборот на рейсах за рубеж вырос с 210% год к году в апреле до 380% на пике в августе, а в целом за апрель—октябрь — на 290%. Utair была в числе первых компаний, сумевших увеличить число международных рейсов после санкций, выкупив 27 самолетов у лизингодателей и сняв их с регистрации Бермуд. Всего в парке, согласно реестру Росавиации, 46 Boeing 737 и 767 и 15 турбовинтовых ATR-72.