Авиакомпания "Якутия" разобрала два из четырех полученных от ГТЛК Superjet 100

Самолет SSJ 100 авиакомпании "Якутия"
фото аэропорта Елизово
Самолет SSJ 100 авиакомпании "Якутия"
фото аэропорта Елизово

Авиакомпания «Якутия» разукомплектовала два из четырех Superjet 100 (SSJ100), полученных в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Лизингодатель планирует их забрать, а договоры аренды воздушных судов, находящихся не в состоянии летной годности, расторгнуть. Об этом пишет Forbes со ссылкой на газету "Ведомости".

По словам одного из собеседников издания, знакомого с итогами проверки состояния самолетов, которую провели специалисты ГТЛК и независимый технический эксперт, самолеты каннибализировали (разобрали до нерабочего состояния) более года назад. На самолетах отсутствуют маршевые силовые установки и ряд других ключевых агрегатов, отметил источник. Представитель ГТЛК подтвердил, что из четырех переданных в аренду самолетов SSJ100 «два находятся в неисправном состоянии и разукомплектованы».

Представители ГТЛК после проверки обратились к производителю — предприятию «Иркут» (ОАК) и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) за экспертной оценкой. В компаниях заявили, что в условиях санкций со стороны ЕС и США восстановить каннибализированные суда «не представляется возможным». Российско-французская компания PowerJet прекратила выпускать и обслуживать двигатели SaM146 для SSJ100 в марте, а российский двигатель ПД-8 производства «ОДК-Сатурн» пока не прошел сертификацию.

В 2020 году на одном из SSJ 100, эксплуатируемых «Якутией», потребовалась замена стекла в кабине пилотов, напомнил собеседник. По его словам, авиакомпания решила выполнить работы своими силами — самолет залило дождем. «В ходе проверки в кабине экипажа были обнаружены следы воды и большое количество неидентифицированных крепежных элементов», — рассказал источник. Своевременные меры по восстановлению летной годности тогда не были приняты эксплуатантом, а дальнейшее нарушение условий хранения и неконтролируемый демонтаж агрегатов усугубили ситуацию, добавил он.

Сразу после одобрения расторжения договоров аренды с авиакомпанией на корпоративном уровне ГТЛК запустит процесс изъятия этих судов у «Якутии», сказали источники газеты. По словам собеседника, близкого к ГТЛК, такие радикальные меры принимаются только, «когда нас ставят в безвыходную ситуацию». Представитель ГТЛК подтвердил, что договоры аренды воздушных судов, находящихся не в состоянии летной годности, планируются к расторжению. По его словам, задолженность «Якутии» перед ГТЛК достигла уже 1,6 млрд руб., текущие платежи авиакомпания осуществляет частично. При этом авиакомпании в 2021–2022 годах были выделены субсидии из регионального бюджета в размере около 2 млрд рублей: 1,5 млрд рублей на поддержание летной годности судов и 500 млн на возмещение затрат по лизинговым платежам, отметил собеседник.

«Проблемы в данном случае на стороне авиакомпании», — заявил представитель «Ростеха», отказавшись от дополнительных комментариев. В октябре 2021 года Минпромторг и ГТЛК уже грозили изъять у «Якутии» SSJ 100.