Минобороны купило авиакомпанию у Роскосмоса за один рубль

Ту-134 авиакомпании "Космос"
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU
Ту-134 авиакомпании "Космос"
© Юлия Кузьмина, AVIA.RU

Специальный летный отряд Минобороны приобрел у Роскосмоса 74% акций авиакомпании «Космос» за 1 рубль, еще 26% остались у госкорпорации, рассказал гендиректор перевозчика Андрей Панкратов. Об этом пишет РБК.

Как уточняется, это произошло в первом полугодии 2022 года, когда гендиректором госкорпорации был еще Дмитрий Рогозин (ушел в отставку 15 июля; новым главой стал бывший вице-премьер Юрий Борисов). Продажу авиакомпании в Роскосмосе объяснили снижением загрузки перевозчика со стороны предприятий отрасли из-за «внешнеэкономических факторов». Кроме того, военному ведомству перешли долги «Космоса», добавляет Панкратов, не называя их сумму.

Для загрузки авиакомпании «Космос» был проработан «проект коллаборации» с летным отрядом Минобороны, позволяющий удовлетворять потребности ракетно-космической отрасли и военного ведомства, отмечает представитель Роскосмоса. Переход под контроль Минобороны позволит обновить флот, который, по данным Росавиации на конец сентября, состоял из трех самолетов: одного Ту-134 и двух Як-42. В 2023 году авиапарк компании должны пополнить семь машин (пять пассажирских Ту-204/214 и два грузовых Ил-76) со вторичного рынка. По словам двух источников РБК, знакомых с планами компании, для развития флота «Космоса» рассматриваются в том числе самолеты, которые ранее использовали авиакомпания Red Wings и перевозчик «Дальавиа», который обанкротился в 2008 году.

По какой схеме Минобороны получит самолеты, будет решено на уровне правительства и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Детали этого проекта (в части Ту-204/214) обсуждаются, подтвердили в пресс-службе ОАК.

Развитие флота позволит начать стадию финансового оздоровления авиакомпании, так как «Космос» получит эффективные машины на более чем 200 пассажирских мест, а Ил-76 будут востребованы Минобороны из-за выросших потребностей в перевозке грузов. «Космос» продолжит пассажирские перевозки в Арктике, в том числе из Архангельска на архипелаг Новая Земля. К регулярным полетам по этому направлению по заказу компании «Оборонлогистика» (создана Минобороны в 2011 году) авиакомпания приступила летом 2019 года.

У Роскосмоса есть и другой перевозчик— Центр подготовки космонавтов имени Гагарина (в парке два Ту-204), которого Росавиация в августе 2022 года допустила к коммерческим полетам. К тому же «Космос» остается авиационным оператором для ракетно-космической отрасли, добавляет представитель госкорпорации. Для минимизации рисков иметь две авиационные компании лучше, замечает Панкратов.