В Росавиации обсудили аспекты обязательной сертификации беспилотных авиационных систем

Росавиация
© Роман Гусаров, AVIA.RU
Росавиация
© Роман Гусаров, AVIA.RU

20 января 2023 года в Росавиации проведена конференция «Сертификация беспилотных авиационных систем в Российской Федерации» с участием широкого круга заинтересованных организаций. Были обсуждены аспекты обязательной сертификации беспилотных авиационных систем (далее – БВС) и их разработчиков, предусмотренной Воздушным кодексом, ФАП-21 и соответствующих Норм летной годности. Об этом сообщает пресс-служба Росавиации.

Среди участников представители профильных министерств и ведомств, Авиарегистра России, АО «НЦВ Миль и Камов», Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», АНО «Платформа НТИ», АО «ГТЛК», а также представителей индустрии беспилотных авиационных систем.

Открывая конференцию, начальник Управления сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта Наталья Кириллова подчеркнула, что в настоящее время, учитывая потенциал данного сегмента рынка, уделяется приоритетное внимание развитию гражданских беспилотных систем. Это нашло отражение в перечне поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, адресованных органам государственной власти. На основании поручений формируется Правительственная комиссия по вопросам развития беспилотных авиационных систем в целях подготовки согласованных предложений по реализации государственной политики в этой сфере и решению задач, связанных в том числе с разработкой, производством, сертификацией данной категории авиационной техники и формированием специализированной системы такой сертификации.

На состоявшейся конференции Росавиацией представлены основные этапы и подходы при сертификации беспилотных авиационных систем и юридических лиц-разработчиков, даны ответы на часто задаваемые вопросы в части процедур, сроков и стоимости сертификации данной гражданской авиационной техники.

Обязательная сертификация в гражданской авиации является международно-распространенным механизмом и проводится в целях закрепления спроектированной конструкции в качестве типовой для последующего серийного производства и подтверждения ее соответствия требованиям к летной годности и безопасности полетов, а также подтверждения компетенций организаций, связанных с проектированием и изготовлением авиатехники.

Авиарегистр России представил доклад по применению приказа Минтранса России от 20.05.2022 № 189 «Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуги по выполнению работ, проводимых для принятия решения о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности объекта сертификации и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, соответствии юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил, и предельного размера указанной платы».

С участием разработчика был рассмотрен опыт сертификации беспилотной авиационной системы БАС-200, получившей сертификат типа Росавиации в декабре 2022 года. Было отмечено, что необходимость проведения сертификации обусловлена рядом факторов.

Росавиация и индустрия БАС продолжат диалог в рамках создаваемой Подкомиссии по сертификации и стандартизации Правительственной комиссии по развитию БАС.

Документы по вопросам сертификации типа, организаций разработчиков и изготовителей доступны на сайте Росавиации.