Минвостокразвития поддержало идею создания саморегулируемой отрасли в малой авиации

Минвостокразвития
Фото с сайта minvr.ru/
Минвостокразвития
Фото с сайта minvr.ru/

Минвостокразвития поддержало возможность внедрения инструмента саморегулируемой отрасли для сохранения и развития малой авиации в арктических регионах. Такое заявление сделал заместитель директора департамента развития Арктической зоны РФ и инфраструктурных проектов Минвостокразвития Владимир Лущинский в ходе VIII Международной конференции "Арктика 2023". Об этом сообщает ТАСС.

Имеется ввиду объединение предприятий различных форм собственности по отраслевому принципу, что способствует развитию конкуренции, повышению качества работ предпринимателей. Нынешняя ситуация в сфере малой авиации, утверждает Лущинский, вскоре приведет к сокращению аэродромной сети, авиапарка и кадров.

"Речь идет либо о том, чтобы остаться в старой модели и увеличить объемы финансирования по программам для развития аэродромной сети, самолетов, пилотов. Второй вариант более радикальный и предлагается коллегами из рынка - это подход, который позволяет внедрить так называемый инструментарий саморегулируемой отрасли - позволит компаниям за счет собственной ответственности перенять на себя часть функционала по развитию различных направлений отрасли малой авиации", - сказал Лущинский во время своего доклада.

Он пояснил, что появившийся ранее принцип "покупать чужое и не развивать свое" постепенно привел к тому, что на территориях Дальнего Востока и Арктики начала исчезать малая авиация как отрасль.

"В советское время у нас и планирование, и финансирование, и развитие осуществлялось единым фронтом из государственного источника, все было централизованно. В тот момент, когда мы перешли на рыночную экономику, эти условия разрушились, рыночная экономика продиктовала подход уже в новых правилах. В первую очередь, этот подход заключался в том, чтоб схватить то, что приносит больший доход и условно обеспечить возможность для развития коммерческих компаний", - пояснил представитель министерства.

По словам Лущинского, теперь, если не предпринимать никаких поддерживающих мер, перспектива дальнейшего существования этой отрасли - сокращение аэродромной сети для малой авиации, а в небольших населенных пунктах (до 1 тыс. человек) это имеет первостепенное значение. Также на существующих аэродромах, которые находятся на отдаленных территориях, кадры "в основном возрастные". Преемственность поколений и передача знаний, подчеркнул представитель Минвостокразвития, проводится в недостаточном объеме, есть проблема с учебными заведениями

Еще одним следствием старого подхода в отрасли может стать сокращение авиапарка, даже при том, что в планах - поставка легких многоцелевых турбовинтовых самолетов (ЛМС) "Байкал".

"Дефицит техники, который мы ощущаем, тоже катастрофический. Если мы продолжим такими темпами, то рискуем остаться без тех самолетов, которые обеспечивают связанность территорий", - добавил эксперт.

Правительство России выделило более 237 млрд рублей на реализацию проектов в сфере авиастроения в текущем году. Средства будут предоставлены на возвратной основе посредством приобретения облигаций российских лизинговых компаний. Кроме того, около 40 отечественных воздушных судов - как Superjet, так и ЛМС "Байкал" и вертолеты Ми-171 - пополнят парк дальневосточной авиакомпании "Аврора".

Субсидирование рейсов как способ связи регионов и теневой сегмент
На текущий момент существенно растет объем инвестиций, в том числе в виде субсидий в транспортную отрасль. Речь идет в том числе о субсидировании рейсов, что, как отмечали ранее и в министерстве, и вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, дает свои плоды - людям становится выгодно летать на отдаленные территории, и "капиллярная система" частично восстанавливается.

"Но этого объема средств явно недостаточно для того, чтоб восстановить эту сеть в полном объеме. Происходит частичный переход перевозок, (гражданских и грузовых) в теневой сегмент на многих территориях. У нас практически повсеместно отмечается запретительный характер действующей нормативно базы по многим показателям во многих разрезах, что вредит естественному развитию этого направления", - добавил Лущинский.

В Минвостокразвития считают, что базовым принципом для развития малой авиации должен стать подход, который определяет, что не только государство, как основной источник финансирования, несет ответственность за развитие этого направления, но также должны создаваться возможности для того, чтобы рынок сам развивал такое направление, как малая авиация. Необходимо предусматривать инициативы, которые позволяют рынку и тем, кто готов развиваться в этом направлении, "заходить и это делать".

Инструмент саморегулируемой отрасли в малой авиации, если выбирать этот путь развития, следует вводить постепенно, считают в Минвостокразвития.

"Есть отдельный механизм введения специальных правовых режимов, есть отдельно предусмотренные для этого законодательные акты. Можно попробовать на примере отдельных элементов системы ввести инструментарий саморегулирования, чтобы оценить и решить вопрос - действительно ли это необходимо населению. <…> Малая авиация - это не только необходимость, но и среда, которая может развиваться", - резюмировал Лущинский.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков, в свою очередь, отметил, что это "публичный дебют" самой идеи о саморегулируемой отрасли. По его словам, тезисы и предложения Минвостокразвития должны получить возможность обсуждения и на федеральных, и на региональных, и на отраслевых площадках.