Верховный суд сохранил запрет на взимание платы за метеосводку в глубинке

Фото с сайта contrasterra.ru
Фото с сайта contrasterra.ru

Апелляционная коллегия Верховного суда (ВС) РФ признала законным отказ в иске центру метеорологического обслуживания авиации, который пытался доказать необходимость брать с пилотов, работающих в глухой провинции, плату за метеосводку. Об этом сообщает портал AVIA.RU со ссылкой на РАПСИ.

ФГБУ "Авиаметтелком Росгидромета" обратилось в ВС с административным иском об оспаривании пункта 2.3.1 приказа Минтранса №241, в котором перечислены правила формирования тарифов и сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов, запрещающих брать плату за прогноз погоды при отсутствии диспетчера.

Административный истец указал, что по закону, аэронавигационный сбор состоит из двух частей: платы за работу диспетчера и платы за метеоданные − отсюда и положение, не предусматривающее плату за что-то одно, при отсутствии второй составляющей.

"Бывают ситуации, когда пользователь может не пользоваться диспетчерским обслуживанием, например, взлетая с опушки леса. Но метеоинформация в любом случае должна находиться на борту − отдельный "метеосбор" не взимается и информацию о погоде приходится предоставлять безвозмездно", — заявил представитель истца Дмитрий Степин.

По его словам, речь о больших деньгах за взлёт-посадку не идёт: маленькие воздушные суда платят не больше 2 тысяч рублей за один полёт. Обычно такая информация передается на предполётном брифинге, но, если его нет — пилот просто вбивает свой логин и пароль в интернет-сервис и через GAMET (зональный прогноз погоды по району − прим. ред.) бесплатно узнаёт актуальные данные о погоде.

Такая практика закону не противоречит, но Минтранс должен урегулировать этот вопрос, считают в ФГБУ "Авиаметтелком Росгидромета". По словам их представителя, ожидается, что через год данная услуга станет государственной и её регулирование будет уже совершенно другим. Экономическая ситуация в Метеотелекоме подталкивает их к подобным искам и определенной прижимистости, даже если речь идёт о небольших доходах.

В ходе судебного заседания представитель Минтранса Дмитрий Коновалов констатировал снижение количества полётов за последний год, отдельно отметив сокращение числа полётов малой авиации. Экономическая ситуация в отрасли также оставляет желать лучшего, но при этом выплаты за аэронавигационный сбор остаются на уровне.

Министерство считает нулевую плату за метеоданные при взлёте и посадке в отдаленных регионах не правовой лакуной, а положением, не допускающим неосновательного обогащения. Если нет диспетчера — мобильной связи чаще всего в таком месте тоже нет и не ясно, за что с авиации хотят брать деньги.

"Также стоит отметить, что ФАС устанавливает ставки сборов и, поэтому общий доход вашей организации никак не изменится. Раньше этим занималось правительство, и величина напрямую от количества взлётов и посадок не зависит", — указал Коновалов.

Минюст в своей позиции не стал напрямую отвечать на вопрос о том, согласен ли он с требованиями истца, но уточнил, что готов рассмотреть изменения в законе, если суд сочтет их необходимыми.