Суд Парижа отклонил иск против Airbus и Air France по делу об авиакатастрофе 2009 года

Airbus A330-200 Air France
Airbus A330-200 Air France

Исправительный суд Парижа признал корпорацию Airbus и авиакомпанию Air France невиновными в причастности к гибели 228 человек в 2009 году в результате катастрофы самолета, следовавшего из Рио-де-Жанейро в Париж. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Agence France-Presse.

Родственники погибших настаивали на признании компаний виновными в непредумышленном убийстве. В процессе слушаний, длившихся с 10 октября по 8 декабря 2022 года, прокуратура попросила суд снять обвинения с компаний за невозможностью доказать их вину, однако родственники погибших настаивали на признании их косвенной ответственности за эту катастрофу. Суд же посчитал, что, даже если и имели место ошибки, "никакой однозначной связи с гибелью людей продемонстрировано не было".

Как показало расследование, инциденты с датчиками, подобные тем, что наблюдались у рейса Рио - Париж, происходили и на других самолетах в течение нескольких месяцев, предшествовавших инциденту. По мнению суда, в Airbus допустили "четыре эпизода неосторожности или халатности", в частности не заменив модель датчиков скорости в виде трубки Пито, которая, как оказалось, чаще обмерзала на самолетах A330-A340, а также прибегнув к "сокрытию информации" в отношении компаний-клиентов. В Air France допустили две "преступные неосторожности", связанные с уведомлением пилотов об отказах датчиков. Тем не менее, по мнению суда, с точки зрения уголовного права, "вероятной причинно-следственной связи недостаточно для квалификации правонарушения".

В июне 2009 года пассажирский авиалайнер Airbus A330-203 (регистрационный номер F-GZCP) компании Air France, выполнявший рейс 447 по маршруту Рио-де-Жанейро - Париж, упал в воды Атлантического океана в 160 км от архипелага Сан-Педру-и-Сан-Паулу (Бразилия). Погибли все находившиеся на борту 216 пассажиров и 12 членов экипажа. Согласно выводам расследования, причиной катастрофы стала несогласованность действий и плохая подготовка экипажа, из-за которых нештатная ситуация (рассинхронизация показаний скорости из-за обледенения измерительных приборов, автоматическое отключение автопилота) перешла в катастрофическую.

Расследование, начатое в отношении Airbus и Air France по требованию прокуратуры, было прекращено в сентябре 2019 года по решению следственных судей, назвавших произошедшее уникальным сочетанием обстоятельств, которое "не позволило сделать вывод об ошибке со стороны Airbus или Air France с учетом отдельных ошибок пилотажа, которые стали причиной катастрофы". Однако в 2021 году Апелляционный суд Парижа постановил возобновить судебное разбирательство в отношении двух компаний.