Российские авиакомпании попросили освободить их от windfall tax
Российские авиакомпании просят освободить их от уплаты windfall tax, поскольку отрасль не является сверхприбыльной, а прибыль, полученная в 2022 году, была обеспечена госсубсидиями, заявил заместитель главного бухгалтера по налоговому учету ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" Виктор Сахаров. Об этом сообщает "Интерфакс".
"Фактически та прибыль, которая была получена от субсидий в 2022 году, она будет израсходована на то же обслуживание флота, где-то возможно на обновление, на покупку запчастей. С учетом этого предложение от отрасли - все-таки освободить авиацию от этого налога дополнительного, потому что она не является сверхприбыльной отраслью", - сказал Сахаров, выступая на Петербургском международном юридическом форуме.
Он пояснил, что эта позиция сформирована в рамках Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которая объединяет крупнейшие российские авиакомпании. Сам Сахаров возглавляет налоговый комитет АЭВТ.
"Мы с коллегами посмотрели законопроекты (о введении windfall tax - ИФ), которые разослала Торгово-промышленная палата перед майскими праздниками. Фактически те критерии, которые там приведены, под них большая часть авиакомпаний попадает (...) Даже 5% (ставка налога при досрочной уплате - ИФ) - мы посчитали, это для нас существенные суммы, это сотни миллионов рублей. Если по всей отрасли считать, то это миллиарды, если не десятки миллиардов рублей", - сказал Сахаров.
Средняя рентабельность авиации "редко превышает 2%, а в последние годы она от 0 до 1%", добавил он. При этом, по словам представителя "ЮТэйр", это "единственная отрасль, где налоговая нагрузка вообще стоит отрицательная: то есть фактически авиация получает из бюджета больше денег, чем в бюджет платит".
Прибыль авиаотрасли за 2022 год была получена за счет субсидий, выделенных государством для поддержки в условиях санкций, и благодаря тому, что компании, как и в "пандемийном" 2020 году, максимально сокращали издержки - "переносили возможные ремонты, закупку запчастей".
По данным АЭВТ, в прошлом году авиаотрасль получила от государства в общей сложности 172 млрд руб. (авиакомпании - более 149 млрд руб.). Выплаты по демпферу за авиакеросин, по расчетам объединения, составили 98,6 млрд руб.
Общий убыток от продаж всех российских авиакомпаний в 2022 году составил 144 млрд руб., сообщала ассоциация. По итогам 2021 года общий операционный убыток пассажирских перевозчиков оценивался ей в 78 млрд руб., грузовые компании при этом получили прибыль в размере 80,5 млрд руб.