МАК заявил об улучшении безопасности полетов в России

Шасси самолета
© Pixabay
Шасси самолета
© Pixabay

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) отметил улучшение безопасности полетов в России, несмотря на санкции Запада. Число происшествий и катастроф на 1 млн вылетов достигло наименьших значений, а по числу авиапроисшествий — 35 случаев — показатели 2022 года находятся на среднем уровне за последние пять лет, следует из отчета МАК о безопасности полетов. Об этом пишет РБК со ссылкой на издание «Коммерсантъ».

Как отмечает газета, наиболее репрезентативный показатель, число авиапроисшествий на 1 млн вылетов, в пассажирских коммерческих перевозках в СНГ в 2022 году оказался на самом низком уровне за последние пять лет — 1,2. Собеседник «Коммерсанта» в Минтрансе уточнил, что в 2021 году этот показатель для России составлял около 1,6.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), средний по миру коэффициент для 300 крупнейших международных авиакомпаний, на чью долю приходится более 80% глобальных авиаперевозок, в 2022 году составил 1,21 (за пять лет в среднем — 1,26).

Также в отчете МАК сказано, что несмотря на западные санкции, пассажирооборот российских авиакомпаний в 2022 году снизился чуть более чем на 6% относительно 2021 года. При этом не произошло ни одной авиакатастрофы на самолетах взлетной массой более 5,7 т. Было два авиапроисшествия без жертв: при выполнении регулярного пассажирского рейса Ан-24Б «Ангары» в Иркутской области и при выполнении грузовой перевозки (Ту-204 «Авиастар-Ту» в Китае). В 2021 году, для сравнения, произошло три катастрофы с самолетами взлетной массой более 5,7 т, в которых погибли 38 человек.

Всего, с учетом авиации общего назначения (АОН), в России в 2022 году произошло 13 авиакатастроф, в которых погибли 24 человека. В целом по СНГ число погибших снизилось более чем в три раза, до 28 человек, «это лучший показатель за всю историю отечественной (СССР-СНГ) гражданской авиации», говорится в отчете МАК.

В 2021 году в России произошло 30 происшествий, в том числе 18 катастроф, в которых погибли 70 человек. «В 2022 году относительный показатель безопасности по авиационным катастрофам лучший за пятилетний период», — указано в отчете.

По предварительной оценке, которая приводится в выводах МАК, в 2022 году 85% всех авиационных происшествий было обусловлено «человеческим фактором», этот показатель за год вырос на 10 п.п. При этом половина происшествий пришлась на авиацию общего назначения.

После начала военной спецоперации России на Украине США и ЕС закрыли небо для российских самолетов и ввели ограничение на экспорт в Россию товаров авиационной отрасли. При этом все сданные в лизинг самолеты потребовали вернуть лизингодателям. С конца февраля 2022 года Минторг США расширяет санкционный список российских самолетов, которым запрещено обслуживание за рубежом.

В ответ Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям не выполнять рейсы за рубеж бортами в иностранном лизинге, а президент Владимир Путин подписал закон о регистрации в России прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге. Летать на оставшихся в стране самолетах западного производства при условии поддержания их летной годности можно будет до 2030 года, считают в Росавиации.

В июне 2022 года правительство утвердило комплексную программу развития авиационной отрасли России до 2030 года. Она предусматривала два сценария развития отрасли. Первый предполагал снижение пассажиропотока на фоне сокращения парка современных судов и нехватки западных комплектующих. Второй (базовый) предусматривал, что предприятия авиаотрасли найдут каналы для пополнения запасов запчастей и других расходных материалов, успешно проведут совершенствование программ летной годности воздушных судов. Также сценарий предполагал расширение программ субсидирования перевозок по внутренним маршрутам. В таком случае ожидался «умеренный» рост авиаперевозок, примерно на 1–3%.

Премьер-министр Михаил Мишустин в марте говорил, что с 2026 года в России планируется обеспечить ежегодный выпуск более 100 самолетов различных модификаций. По его словам, завершены испытания регионального Ил-114 и легкого многоцелевого самолета «Байкал», а первый полет обновленного Sukhoi Superjet с российским двигателем состоится в ближайшие месяцы.