В Якутии приступил к работе собственный самолет-зондировщик

Ан-26 авиакомпании "Полярные авиалинии"
фото пресс-службы авиакомпании "Полярные авиалинии"
Ан-26 авиакомпании "Полярные авиалинии"
фото пресс-службы авиакомпании "Полярные авиалинии"

В Якутию из города Иваново перегнали самолет-зондировщик Ан-26 авиакомпании «Полярные авиалинии» в модификации «Атмосфера». Воздушное судно было оборудовано по поручению главы республики Айсена Николаева. Об этом сообщает AVIA.RU со ссылкой на данные пресс-службы авиаперевозчика.

Как отмечают в пресс-службе Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), ранее самолет выполнял грузовые перевозки. Это первый в России самолет гражданской авиации с отечественным оборудованием по искусственному вызыванию осадков. До настоящего времени на территории страны такие виды авиационных работ выполнялись лишь самолетами экспериментальной авиации, каковых два, а также «ИрАэро» с устройством «Веер» зарубежного производства, рассказал первый вице-премьер РС(Я) Дмитрий Садовников.

«После опыта 2021 года, когда у нас бушевало много пожаров, мы серьезно задумались над тем, чтобы оборудовать собственный самолет-зондировщик на базе региональной авиакомпании. Несмотря на сложную ситуацию в стране, нам удалось решить эту задачу. Искусственное вызывание осадков на сегодня является одним из самых эффективных методов борьбы с природными пожарами», – сказал первый зампред правительства.

Самолет по маршруту Иваново-Сыктывкар-Новый Уренгой-Оленек-Якутск перегнал экипаж в составе командира воздушного судна Константина Назмутдинова, второго пилота Петра Перфильева, штурмана Владислава Михальчука, бортмеханика Карахона Рахматуллоева и бортоператора Евгения Николаева.

Оборудовали воздушное судно на авиаремонтном заводе № 308 города Иваново. В течение трех месяцев на заводе были выполнены работы по установке пилонов и контейнеров, монтаж электропроводки по утвержденной схеме Государственного НИИ гражданской авиации. Для крепления устройства УВ-26С по специальному заказу авиакомпании, АО «Дукс» изготовлены 4 комплекта пилонов и контейнеров по конструкторской и технической документации, разработанной вышеуказанным институтом. После завершения всех технических процедур, получено одобрение изменения типовой конструкции.

«Ан-26 «Полярных авиалиний» в данной модификации является первым в России самолетом гражданской авиации с отечественным оборудованием по искусственному вызыванию осадков. Отличительной особенностью УВ-26С является его устройство выброса, обеспечивающее отстрел 521 пиропатронов. Для сравнения, «Веер» обеспечивает выброс только 384 пиропатронов», - подчеркнул генеральный директор авиакомпании Семен Винокуров.

В «Полярных авиалиниях» подготовлены экипажи, которые совместно со специалистами центра мониторинга и прогнозирования Службы спасения республики, будут осуществлять работы по искусственному вызыванию осадков.

Авиакомпанией «Полярные авиалинии» с ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория», имеющей все соответствующие лицензии в области активных воздействий на гидрометеорологические процессы и явления, заключен договор на выполнение работ по искусственному вызыванию осадков на территории республики. Также сотрудники аэрологической обсерватории оказывают методическую и практическую помощь сотрудникам авиакомпании.

На переоборудование самолета в общей сложности было направлено более 125 млн рублей, из них 69,5 млн рублей из средств государственного бюджета республики.

В прошлом году по поручению Президента страны Владимира Путина в Якутии начался эксперимент по искусственному вызыванию осадков. Если раньше эта технология применялась только для тушения природных пожаров, то с прошлого года с ее помощью снижают класс пожарной опасности. То есть воздушные суда работают не только на ликвидации имеющихся возгораний, но и вызывают дожди для их предотвращения.

В прошлый пожароопасный сезон на территории Якутии работали два самолета-зондировщика Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), в том числе уникальный самолет-лаборатория Як-42Д Центральной аэрологической обсерватории. С мая по август эти воздушные суда выполнили 27 вылетов по контракту, заключённому со Службой спасения Якутии, обработали более 130 часов, отстреляли свыше 3000 пиропатронов.

Также в республике работал привлеченный самолет-зондировщик федеральной Авиалесоохраны Ан-26 «Циклон». Если самолеты Росгидромета применялись для предотвращения пожаров и снижения классов пожарной опасности, то воздушное судно Ан-26 было задействовано непосредственно в тушении возгораний. Самолет летал только в те районы, где действовали пожары.

В этом году в Якутии также работает зондировщик Росгиромета. Также ожидается прибытие Ан-26 «Циклон» Авиалесоохраны. Таким образом, в этом году в республике к искусственному вызыванию осадков будут привлечены сразу три самолета. В государственном бюджете республики в этом году на мероприятия по стимулированию осадков заложено, как и в прошлом, порядка 80 млн рублей.