В РНФ заявили о подборе оптимальных тугоплавких сплавов для авиационной промышленности

изображение ЦАГИ
изображение ЦАГИ

Российские материаловеды изучили свойства двенадцати сплавов из четырех тугоплавких металлов — ниобия, хрома, титана и циркония — и обнаружили, что оптимальными свойствами обладают материалы, состоящие из ниобия и хрома, а также ниобия, титана и хрома. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда (РНФ).

"Сплав ниобия, титана и хрома или сплав ниобия и хрома можно использовать при производстве авиадвигателей нового поколения, а также других областей, где требуются материалы, способные выдерживать высокие нагрузки при повышенных температурах. Это позволит двигателям стабильно работать при нагреве до 1000 градусов Цельсия", — заявил старший научный сотрудник Белгородского государственного национального исследовательского университета (БелГУ) Никита Юрченко, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.

Исследователи совершили открытие при изучении свойств 12 созданных ими сплавов, состоящих из разных пропорций ниобия, хрома, титана и циркония. Они представляют собой тугоплавкие металлы, сплавы которых чаще всего применяются для создания жаропрочных металлических изделий, способных выдерживать высокие механические нагрузки.

Как отмечают исследователи, в прошлом материаловеды считали, что увеличение числа элементов в подобных сплавах ведет к значительному улучшению их характеристик. Российские ученые проверили, так ли это на самом деле. Опыты показали, что устоявшиеся представления об улучшении свойств сплавов при наращивании числа элементов были ошибочными. В частности, ученые обнаружили, что самую высокую прочность продемонстрировал сплав из ниобия и хрома, который был втрое прочнее других материалов, в том числе содержащих в себе три или четыре металла.

При этом лучше всего окислению сопротивлялся другой материал, состоящий из ниобия, титана и хрома, который превосходил в несколько раз в этом отношении сплавы из ниобия и титана и ниобия, титана и хрома. В перспективе, как предполагают исследователи, оба этих сплава найдут широкое применение в авиационной и ракетной промышленности, а также в других областях науки и техники.