«Новапорт» привлечет на реконструкцию аэропортов 60 млрд рублей


Аэропортовый холдинг «Новапорт» планирует привлечь для реконструкции аэродромной инфраструктуры 13 своих аэропортов около 60 млрд руб. внебюджетных средств. Это больше половины всего объема требуемых внебюджетных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства (104 млрд руб.) в федеральном проекте «Развитие опорной сети аэродромов». Об этом пишет РБК со ссылкой на источники в аэропортовой отрасли.
По словам собеседников издания, общий объем капитальных затрат холдинга на реконструкцию инфраструктуры этих воздушных гаваней, если по всем 13 аэропортам будут заключены концессионные соглашения, может составить около 130 млрд руб.
В марте пресс-служба правительства сообщала о планах Минтранса до конца 2025 года заключить три концессионных соглашения — по аэропортам Кемерово, Читы и Ставрополя (все три входят в «Новапорт»). Источники говорят, что на реконструкцию объектов в этих трех аэропортах потребуется 40 млрд руб., из которых 10 млрд холдинг должен будет привлечь с рынка.
В Росавиации сообщили, что на данный момент заключены концессионные соглашения на реконструкцию аэродромов в трех аэропортах: Горно-Алтайска, Омска и Салехарда. В аэропорт Горно-Алтайска будет инвестировано в общей сложности 10,2 млрд руб., из которых 2,3 млрд руб. — частные инвестиции. На строительство нового аэропорта в Омске будет направлено 43 млрд руб., из которых 16,3 млрд руб. — средства федерального бюджета, 6,6 млрд руб. — средства бюджета Омской области, 19,7 млрд руб. — средства концессионера. В строительство аэропорта Салехарда инвестируют 19 млрд руб.
Чтобы окупить инвестиции в концессионные проекты, будет впервые применен механизм инфраструктурного сбора: аэродромы, оставаясь в собственности государства, будут переданы в управление операторов аэропортов, которые будут взимать с авиакомпаний дополнительную плату. Авиакомпании, в свою очередь, могут перекладывать дополнительные расходы в цену авиационного билета.
Для запуска этого механизма Минтранс подготовил проект изменений в Воздушный кодекс, который узаконит новый сбор с перевозчиков. Поправки должны вступить в силу с 1 сентября.
Ранее в большинстве случаев строительство и реконструкция аэродромной инфраструктуры (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны) велись за счет государственного бюджета, так как считалось, что частный оператор не в состоянии в короткие сроки окупить дорогостоящие вложения в такую инфраструктуру в отличие от аэровокзальных комплексов, строительство которых либо отдается частным инвесторам, либо в отсутствие таковых финансируется за счет региональных бюджетов. Решение о применении механизма концессии было принято из-за нехватки бюджетных средств в перспективе шести лет.
В ВЭБ.РФ, координаторе разработки нормативной базы для этого проекта, уточнили, что инфраструктурный сбор будет взиматься «котловым методом». То есть не только в аэропортах, в которых будет вестись реконструкция, но и в других организационно связанных аэропортах-донорах. «Предполагается, что сбор будет одинаковым (во всех аэропортах одного холдинга. — РБК) по стоимости», — добавили в госкорпорации.
