МАИ представил на выставке HeliRussia-2025 отечественное решение для управления беспилотниками


Московский авиационный институт представил на выставке HeliRussia-2025 полетный контроллер для управления беспилотными летательными аппаратами, а также другими автономными системами, в том числе наземными. Устройство, разработанное специалистами Дирекции «Аэромобильность», способно выполнять задачи автономной навигации, стабилизации и обработки видеосигналов прямо на борту БПЛА. Оно является отечественным и более продвинутым аналогом популярного зарубежного контроллера Pixhawk. Об этом сообщает AVIA.RU.
"Полетный контроллер выполняет роль центрального узла управления беспилотным аппаратом, объединяя в себе функции автопилота, вычислительного блока и системы сбора, обработки и анализа данных. Созданное в МАИ устройство отличается от импортного аналога расширенными возможностями, прежде всего – благодаря использованию мощных вычислительных и сенсорных компонентов", – рассказывает один из разработчиков, главный конструктор Центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин.
Основное назначение контроллера – обеспечение устойчивой и точной работы БПЛА в автономном режиме. Он способен непрерывно – в реальном времени – обрабатывать большие потоки данных, поступающие от установленных на борту датчиков и сенсоров. Благодаря этому реализуются задачи не только классической навигации, но и интеллектуального управления полётом, включая адаптацию к внешним условиям и изменениям миссии.
"Особое внимание при создании устройства было уделено возможностям работы с видеоданными. Контроллер анализирует видеопоток и распознает образы, что делает его пригодным для применения в задачах мониторинга, аэрофотосъемки, поисково-спасательных работ и контроля наземной обстановки. Встроенный модуль искусственного интеллекта позволяет выполнять функции компьютерного зрения, в том числе классификацию объектов, детекцию препятствий и автономную прокладку маршрута", – говорит Максим Калягин.
Разработка может применяться на беспилотных воздушных судах самолетного, вертолетного и мультикоптерного типов. Благодаря широкому набору интерфейсов и продуманной конструкции контроллер легко встраивается в существующие системы и адаптируется под конкретные задачи беспилотных и роботизированных платформ.
Еще одна важная особенность – наличие системы пассивного терморегулирования, что позволяет применять контроллер в широком диапазоне температур.
Устройство уже запущено в серийное производство. Начато его применение в учебных, научных и прикладных задачах. Разработчики продолжают расширять программную поддержку и создавать дополнительные конфигурации под конкретные типы аппаратов и сценарии применения.
