Российские инженеры успешно испытали авиашины для МС-21 и Superjet

фото пресс-службы ОАК
фото пресс-службы ОАК

Алтайские специалисты совершили прорыв в авиационной промышленности, успешно завершив ключевые испытания бескамерных радиальных шин для российских пассажирских самолетов МС-21 и Superjet. Это достижение стало важным этапом в программе импортозамещения, запущенной в 2016 году и получившей новый импульс после 2022-го. Разработкой занимались специалисты Алтайского шинного комбината и предприятия «ЯШЗ Авиа», подтвердившие надежность продукции в ходе серии тестов. Об этом пишет информационное агентство "Мангазея".

Испытания проводились поэтапно. Осенью 2024 года проверяли покрышки передней стойки МС-21, а зимой и весной 2025-го тестировали основные стойки обеих моделей. Все проверки, включая испытания в Китае, завершились без нареканий с первой попытки.

Авиационные шины представляют собой сложный высокотехнологичный продукт, значительно превосходящий автомобильные аналоги. Внутреннее давление в них достигает 14 бар, что в шесть раз больше, чем в обычных машинах. Вместо воздуха используется азот, предотвращающий окисление и снижающий риск возгорания. Конструкция включает многослойный каркас из стальных и арамидных волокон — сверхпрочного материала, способного выдерживать экстремальные нагрузки. Для дополнительной защиты от перегрева и взрыва в шину встроена плавкая вставка, срабатывающая при критическом повышении температуры.

Экономический аспект также играет важную роль. Чтобы продлить срок службы, авиационные покрышки оснащаются сменным протектором — специальной лентой, которую можно заменить без демонтажа всей шины. Это сокращает простои самолетов и снижает затраты на обслуживание. В настоящее время идёт подготовка к сертификации трех типоразмеров: 1050×385R482, 770×240R-356 и 1260×450R-559. Параллельно разрабатывается новая модель для передней стойки Superjet, первый образец которой планируют выпустить до конца года.

После получения сертификатов российские авиалайнеры смогут полностью отказаться от зарубежных аналогов, что критически важно для безопасности и независимости отечественной авиации.

Сегодня в мире лишь несколько компаний производят авиационные шины, включая Michelin, Bridgestone и Goodyear. До недавнего времени Россия зависела от импорта, но теперь Алтайский шинный комбинат и «ЯШЗ Авиа» создают конкурентоспособную альтернативу.

Это дает несколько преимуществ: повышение безопасности за счет отсутствия санкционных рисков, снижение себестоимости по сравнению с зарубежными аналогами и стимулирование развития смежных отраслей благодаря внедрению новых технологий. В ближайшие годы планируется расширение линейки типоразмеров, включая покрышки для перспективных российских самолетов, таких как Ту-214 и Ил-114-300.