Специалисты ОДК создали технологию изготовления легких и прочных деталей авиадвигателя ПД-8

На рыбинском предприятии ОДК-Сатурн разработали технологию создания внутренней панели компрессора ПД-8 из новейшего материала
фото пресс-службы ОДК
На рыбинском предприятии ОДК-Сатурн разработали технологию создания внутренней панели компрессора ПД-8 из новейшего материала
фото пресс-службы ОДК

На ОДК-Сатурн (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) создали новую технологию переработки российского углепластика и изготовления из него панелей компрессора для модификации авиадвигателя ПД-8. Применение легких и при этом прочных деталей снизит массу ПД-8, повысит его топливную эффективность и снизит стоимость жизненного цикла. Об этом сообщает AVIA.RU.

В основе технологии, разработанной специалистами ОДК-Сатурн — российский углепластик ВКУ-65, созданный из полиэфирэфиркетона и углеродной ткани в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ. Из него на предприятии изготовили внутренние панели компрессора авиадвигателя.

Для изготовления этих деталей используют метод термоформования, когда консолидированный материал помещают в инфракрасную печь и нагревают до температуры плавления связующего вещества. Затем пластину прессуют для придания нужной формы. Этот способ позволяет эффективно и нетрудоемко получить с высокой точностью деталь равной толщины.

«ВКУ-65 стал вторым материалом в России, позволяющим изготавливать детали из полимерных композиционных материалов методом термоформования. Технология имеет преимущество как в части точности, так и ускорения цикла производства. На первом этапе в ОДК-Сатурн изготовлено два опытных комплекта внутренних панелей компрессора для следующей модификации ПД-8. Внедрение таких деталей снизит массу двигателя, что повысит его топливную эффективность и снизит стоимость жизненного цикла. Сейчас также прорабатываем изготовление этим методом верхнего и нижнего секторов для двигателя ПД-14», – сказал главный инженер ОДК-Сатурн Игорь Ильин.

На предприятии также внедрили новейшую лазерную установку для резки деталей авиадвигателей. Станок серии СЛП520 повышает точность и снижает трудоемкость изготовления элементов. С его помощью на ОДК-Сатурн выполняют сложноконтурную резку, прошивку мелкоразмерных отверстий и сварку деталей.

Станок создали по техническому заданию ОДК-Сатурн на заводе в Зеленограде. С момента внедрения установки в 2024 году на предприятии более чем на 70% снизилась трудоемкость изготовления отверстий и пазов ряда деталей и выросла пропускная способность производства без потери качества обработки.

Реализация обоих проектов позволила существенно сократить цикл изготовления деталей, создать и внедрить в серийное производство технологии и оборудование на уровне зарубежных по качеству и точности обработки.

За создание новой технологии переработки углепластика и получения из него готовых деталей специалисты ОДК-Сатурн и НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ стали лауреатами премии «Авиастроитель года» в номинации «За успехи в развитии диверсификации производства».

Конкурс «Авиастроитель года» учрежден Союзом авиапроизводителей России и проводится с 2011 года. Премии ежегодно присуждают юридическим и физическим лицам, добившимся выдающихся результатов в авиастроении и внесшим весомый вклад в развитие отрасли.