ВЭБ.РФ: снижение авиаперевозок – основной риск при инвестировании в аэропорты

фото пресс-службы "Новапорт Холдинг"
фото пресс-службы "Новапорт Холдинг"

Тенденция снижения авиаперевозок в России – один из основных на сегодня рисков при кредитовании инвестиционных проектов в аэропортовой сфере, заявила исполнительный директор по работе с ключевыми клиентами "ВЭБ.РФ" Екатерина Шелехова на ХIII Евразийском международном форуме "Развитие аэропортов 2025". Об этом сообщает "Интерфакс".

"В большей степени сейчас основные опасения – это, действительно, пассажиропоток, который, как мы видим в определенных регионах – там, где даже были инвестиции осуществлены – он сокращается, – сказала Шелехова. – И, наверное, это то, что волнует на сегодняшний день нас как потенциальных кредиторов, которые закладывали возвратность этих средств, ориентируясь в том числе на пассажиропоток".

Снижение трафика происходит в том числе на фоне дефицита провозных емкостей. Проблема с воздушным флотом "на сегодняшний день не решена, и перспективы мы до конца и глубоко пока не понимаем", подчеркнула Шелехова.

Этот тезис поддержал гендиректор Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) Антон Корень. По его словам, при оценке аэропортовых проектов эксперты центра в нынешних условиях закладывают в модели прогнозирования спроса такие факторы как планы производства новых воздушных судов, "вплоть до конкретных типов", а также перспективы выбытия имеющегося парка.

По словам Шелеховой, ситуация осложняется тем, что некоторые регионы критически нуждаются в аэропортах. Среди них туристические кластеры Шерегеш и Архыз, где без авиасообщения "будет сложно достичь эффектов, которые изначально запланированы". В то же время есть, наоборот, перегруженные аэропорты, которые на первый взгляд нуждаются в расширении мощностей. Но каждый такое проект, по словам Шелеховой, требует "глубокого погружения", чтобы оценить, "насколько это долгосрочная история, и действительно ли здесь и сейчас нужно строить, расширять площади, либо это краткосрочная пиковая нагрузка".

"ВЭБ.РФ" – оператор "Фабрики проектного финансирования" – механизма поддержки инвестпроектов в приоритетных секторах российской экономики. Ключевой партнер корпорации в аэропортовых проектах – Сбербанк. Среди недавно реализованных ими проектов – строительство нового терминала внутренних авиалиний в аэропорту Мурманска. Инвестором проекта выступил оператор аэропорта – "Новапорт", общая стоимость составила 4,7 млрд рублей, объем участия ВЭБ.РФ – 1,15 млрд рублей.

Пассажиропоток российских авиакомпаний в 2025 году может сократиться в годовом сравнении на 1,5%, в 2026 году – на 4,5%, прогнозировали ранее аналитики Альфа-банка. После введения санкций против России перевозчики столкнулись с запретом на полеты в "недружественные" страны, а также на поставки новых самолетов и рисками ареста имеющегося парка за границей.