ГТЛК: в ближайшие 5 лет ожидается значительное выбытие вертолетов по причине выработки ресурса

фото пресс-службы ГТЛК
фото пресс-службы ГТЛК

Парк используемых гражданских вертолетов российских авиакомпаний превышает тысячу бортов, средний возраст которых приближается к 30 годам. В ближайшие 5 лет ожидается значительное выбытие вертолетов по причине выработки ресурса. Такие данные приводятся в исследовании рынка "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК).Об этом сообщает AVIA.RU.

Как отмечают в ГТЛК, для замещения устаревших моделей воздушных судов новой техникой требуются целевые меры господдержки, в том числе профильные программы льготного лизинга.

"За последние 5 лет произошел существенный рост налета на вертолетах для перевозки пассажиров и грузов (с 15% до 31%) с одновременным снижением доли авиаработ (с 85% до 69%). Такая тенденция вызвана сочетанием нескольких факторов: увеличением субсидирования авиаперевозок на вертолетах в труднодоступных регионах, снижением эксплуатации вертолетов в нефтегазовой отрасли из-за сокращения добычи энергоресурсов и начавшимся процессом вытеснения вертолетов из отдельных секторов авиаработ беспилотниками", – отмечают в ГТЛК.

В перспективе ожидается, что налет вертолетов при проведении авиаработ будет продолжать снижаться в пользу перевозок, поскольку текущие факторы влияния носят долгосрочный характер.

При этом рынок вертолетных услуг продемонстрировал высокую устойчивость в период сильного давления на авиационную отрасль из-за коронавирусных и санкционных ограничений в 2020-2024 гг. Так, общий налет на самолетах в 2024 году сократился на 17% относительно показателя 2019 года, в то время как на вертолетах – только на 9%.

На конец 2024 г. совокупный парк вертолетов гражданской авиации составляет более 2 400 машин. При этом в эксплуатации у российских авиакомпаний находится 1 042 вертолета, из которых 86% – это воздушные суда отечественного производства, преимущественно тяжелого класса, со средним возрастом 32 года. Вертолеты зарубежного производства составляют около 14% парка и в основном представлены легкими типами техники со средним возрастом 11,8 лет.

Тяжелые вертолеты – самый многочисленный класс в сегменте винтокрылых машин. На их долю приходится 80% от всего действующего парка, большая часть из которых – это различные модификации самого массового двухдвигательного вертолета в мире – Ми-8. Ми-8Т и другие ранние модификации Ми-8, средний возраст которых около 40 лет, занимают 62% в сегменте тяжелых вертолетов – это 501 борт. Современные модификации Ми-8 со средним возрастом 19,7 лет составляют 38% парка (305 ед.).

Второй по численности класс – легкие вертолеты со средним возрастом техники 15,9 лет, свыше 70% которого приходится на иностранные борты. При этом около 16,6% флота легких вертолетов занимают отечественные Ми-2 со средним возрастом около 39 лет.

Наименее представительные классы – средние вертолеты со средним возрастом 9,5 лет и сверхтяжелые вертолеты Ми-26Т, работающие около 33 лет. В целом на российском рынке сохраняется потребность в обновлении флота гражданских вертолетов из-за высокой степени износа действующего парка.

По данным Минпромторга России в 2019-2024 гг. коммерческим заказчикам было передано 315 единиц новых отечественных гражданских вертолетов. В последние 3 года производство гражданских вертолетов выросло, в том числе за счет расширения выпуска востребованных моделей Ми-8/Ми-171, «Ансат» и поставок как российским, так и зарубежным заказчикам.

В ГТЛК заявляют, что выработка ресурса воздушных судов, отсутствие необходимых агрегатов и запчастей приводит к ежегодным списаниям возрастных вертолетов из парка авиакомпаний. Большая часть из них – это техника времен СССР: Ми-2 и Ми-8Т, а также легкие иностранные вертолеты. По оценке экспертов в ближайшие 5 лет (2025-2029 гг.) возможно списание около 600 вертолетов по причине выработки назначенных сроков службы и ресурсов.

При этом низкая рентабельность вертолетных перевозок в условиях высокой стоимости новых машин и обслуживания авиатехники сдерживает темпы обновления российского гражданского вертолетного парка.

Для расширения спроса на современную вертолетную технику отечественного производства и ускорения темпов обновления воздушного флота авиаперевозчиков Правительство Российской Федерации использует меры господдержки, включая субсидирование и льготные программы лизинга.

Так, с 2017 г. ГТЛК передала российским авиакомпаниям в лизинг на льготных условиях 225 новых отечественных вертолетов, в том числе 79 машин в рамках реализации инвестиционного проекта ГТЛК по обновлению российского вертолетного парка с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) при поддержке Минпромторга России. Это более 20% от всего действующего парка гражданских вертолетов российских авиакомпаний.

По текущим программам льготного лизинга ГТЛК законтрактовала на российских заводах постройку еще более 30 вертолетов, которые авиаперевозчики получат в 2025-2026 гг.

Пролонгация программ льготного лизинга вертолетов, часть из которых заканчивается в этом году, позволит закрыть потребность региональных авиакомпаний в новых воздушных судах, необходимых для экстренной медицинской эвакуации, пожаротушения, перевозки грузов и пассажиров в труднодоступные регионы, развития внутреннего туризма, работ на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.

В условиях нехватки новых самолетов для региональной и малой авиации поставка вертолетов по программам льготного лизинга будет иметь ключевое значение для решения ряда социально-значимых задач, обеспечения связи удаленных населенных пунктов с региональными центрами и расширения маршрутной сети авиаперевозчиков.