Финансовые результаты ПАО «Аэрофлот» за второй квартал и шесть месяцев 2021 года по РСБУ

ПАО «Аэрофлот» (далее «Компания», тикер на Московской бирже: AFLT) публикует финансовую отчетность по итогам второго квартала и шести месяцев 2021 года, подготовленную в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Результаты по РСБУ представлены на неконсолидированной основе.

Ключевые показатели по РСБУ, млн руб.

Комментарий заместителя генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрея Чиханчина:

«Пандемия продолжает оказывать серьезное влияние на авиацию, в частности международное авиасообщение по-прежнему существенно ограничено, что оказывает значительное давление на деятельность авиакомпаний. Тем не менее во втором квартале 2021 года Аэрофлоту удалось добиться значительного улучшения финансовых результатов по РСБУ и кратно сократить чистый убыток. Такой результат был достигнут благодаря активной работе Группы «Аэрофлот» на внутреннем рынке авиаперевозок: по итогам второго квартала 2021 года пассажиропоток Группы на внутреннем рынке не просто достиг исторических значений, но и превысил показатель аналогичного периода 2019 года на 17,9%1. Таким образом, восстановление внутреннего рынка внесло значительный положительный вклад в результаты Аэрофлота даже с учётом возросшей конкуренции в данном сегменте».

По финансовым результатам 2 квартала и шести месяцев 2021 года в стандартах РСБУ:

  • Выручка за шесть месяцев 2021 года составила 149 898 млн руб. и выросла на 23,2% к аналогичному периоду 2020 года. Положительное влияние на выручку оказало активное расширение полетов на внутренних линиях, а также продолжение восстановления полетной программы в международном сегменте. Выручка от пассажирских перевозок в шести месяцах 2021 года выросла на 29,7% по сравнению с шестью месяцами 2020 года. Улучшение динамики удельной выручки на пассажиро-километр в течение первого полугодия было усилено ростом загрузки кресел авиакомпании «Аэрофлот» на 8,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что положительно сказалось на динамике RASK.
  • Себестоимость продаж за шесть месяцев 2021 года составила 177 568 млн руб., что сопоставимо с уровнем аналогичного периода 2020 года. Масштабные меры по оптимизации расходов, начавшиеся в 2020 году и сохранение консервативного подхода к затратам, продолжение переговоров с контрагентами относительно лизинговых платежей позволили сдержать рост себестоимости продаж даже с учетом продолжающегося давления на себестоимость со стороны динамики валютного курса.
  • Контроль расходов по мере восстановления перевозок позволил снизить переменные затраты, зависящие от объема деятельности, в частности, снизились расходы на наземное обслуживание на 9,9%, на питание пассажиров на борту на 10,3%, на оплату труда на 24,0%. Расходы на лизинг воздушных судов остались на уровне 2020 года вследствие роста курса доллара США. В течение первого полугодия продолжило нарастать давление на финансовые результаты со стороны растущей стоимости керосина.
  • Валовый убыток за шесть месяцев 2021 года сократился на 50,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года до 27,7 млрд руб. благодаря активному росту выручки при одновременном контроле над издержками.
  • В результате оптимизационных мер в первом полугодии 2021 года Компании удалось сохранить управленческие расходы на уровне аналогичного периода 2020 года. Коммерческие расходы выросли на 6,2% в основном за счет увеличения затрат на системы бронирования на фоне значительного роста объемов бронирования, связанного с расширением полетов на внутренних линиях и частичным восстановлением полетной программы на международном сегменте. При этом Компания продолжает сдерживать рост прочих коммерческих расходов.
  • На результаты прочей деятельности существенное влияние оказала необходимость привлечения заемных средств для финансирования производственной деятельности, что обусловило рост процентов к уплате.
  • Ликвидная позиция на конец отчетного периода оставалась устойчивой, объем денежных средств и эквивалентов по состоянию на 30.06.2021 составил 87,2 млрд руб., увеличившись на 28,8 млрд руб. во втором квартале 2021 года на фоне размещения облигаций и сезонного роста объемов бронирований. Общая долговая нагрузка ПАО «Аэрофлот» на 30.06.2021 составила 98,6 млрд руб., из которых 11,4 млрд руб. приходится на краткосрочные кредиты и займы.
  • Таким образом, под влиянием указанных выше факторов и мероприятий, реализуемых Компанией, финансовые результаты за первое полугодие и второй квартал 2021 года показали улучшение. В первом полугодии 2021 года удалось сократить чистый убыток на 37,7% по сравнению с первым полугодием 2020 года до уровня 26,3 млрд руб. При этом чистый убыток второго квартала 2021 года составил всего 1,4 млрд руб., продемонстрировав существенное улучшение по сравнению с убытком в размере 24,9 млрд руб. в первом квартале 2021 года и убытком за второй квартал 2020 года в размере 26,2 млрд руб. на фоне активного развития производственной программы на внутреннем рынке и роста спроса на авиаперевозки в летнем сезоне. Хотя ситуация в отрасли по-прежнему остается сложной, Аэрофлот продолжает использовать все возможности, предоставляемые рынком, для продолжения расширения производственной программы и улучшения финансовых результатов.


[1] Изменение объемов операционных показателей 2021 года против 2019 года рассчитано на основе сопоставимой структуры Группы «Аэрофлот», т.е. исключая показатели авиакомпании «Аврора» в 2019 году.