Финансовые результаты ПАО «Аэрофлот» за четвёртый квартал и двенадцать месяцев 2021 года по РСБУ

ПАО «Аэрофлот» публикует финансовую отчётность по итогам четвёртого квартала и двенадцати месяцев 2021 года, подготовленную в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учёта (РСБУ). Результаты по РСБУ представлены на неконсолидированной основе.

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот»:

«В 2021 году, несмотря на сложности, связанные с пандемией, Аэрофлоту удалось продемонстрировать улучшение показателей: восстановление выручки и значимое снижение убытка. Начиная со второго квартала 2021 года Компания последовательно улучшала результаты по сравнению с аналогичными периодами 2020 года, что позволило сократить чистый убыток отчётного года более чем в 2 раза.

Значительный вклад в улучшение финансового результата 2021 года внёс спрос и обеспеченный им рост объёма внутрироссийских перевозок, на которые Компания сделала ставку начиная с высокого сезона. Так, по итогам 2021 года пассажиропоток Группы «Аэрофлот» на внутреннем рынке превысил показатель аналогичного периода 2019 года на 15,3%1. Постепенное снятие ограничений в международном сегменте также оказало положительное влияние на результаты: за 2021 год уровень восстановления ёмкостей от допандемийных показателей вырос с 16% в январе до 49% в декабре».

Комментарии по финансовым результатам четвёртого квартала и двенадцати месяцев 2021 года в стандартах РСБУ

  • Выручка за двенадцать месяцев 2021 года составила 378 657 млн руб. и выросла на 64,8% к аналогичному периоду 2020 года. Выручка за четвёртый квартал 2021 года составила 102 641 млн руб., что на 94,3% раза выше уровня четвёртого квартала 2020 года и составляет около 79% уровня выручки за четвёртый квартал 2019 года. Положительное влияние на выручку оказало активное развитие перевозок на внутренних линиях, а также продолжение восстановления полётной программы в международном сегменте. Выручка от пассажирских перевозок в двенадцати месяцах 2021 года выросла на 76,3% по сравнению с двенадцатью месяцами 2020 года. Улучшение динамики удельной выручки на пассажиро-километр было усилено ростом загрузки кресел авиакомпании «Аэрофлот» на 7,3 п.п. в двенадцати месяцах 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что положительно сказалось на динамике RASK.
  • Себестоимость продаж за двенадцать месяцев 2021 года составила 414 313 млн руб., всего на 24,9% выше аналогичного периода 2020 года, что значительно ниже динамики выручки. Масштабные меры по оптимизации расходов, начавшиеся в 2020 году, консервативный подход к затратам и продолжение переговоров с контрагентами о дальнейшей реструктуризации лизинговых платежей позволили сдержать рост себестоимости продаж даже с учётом роста объёмов работ в четвёртом квартале и несмотря на продолжающееся давление на себестоимость со стороны стоимости авиационного керосина и динамики валютного курса.
  • Затраты на топливо за двенадцать месяцев 2021 года увеличились на 27,9 млрд руб. (58,9%) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что в основном (+14,5 млрд руб.) обусловлено ростом цены авиационного керосина (рост средней цены за 2021 год составил 38,9%, за четвертый квартал 2021 года — 68,6% против аналогичных периодов 2020 года). Расходы на лизинг воздушных судов остались практически на уровне 2020 года благодаря строгой дисциплине в отношении расширения парка воздушных судов, которое происходит в соответствии с динамикой спроса. Расходы на оплату труда в двенадцати месяцах 2021 года снизились на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
  • Валовый убыток за двенадцать месяцев 2021 года сократился почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года до 35,7 млрд руб. благодаря активному росту выручки при одновременном контроле над издержками.
  • В результате оптимизационных мер в двенадцати месяцах 2021 года Компании удалось сохранить управленческие расходы на уровне аналогичного периода 2020 года. Коммерческие расходы выросли на 32,3% в основном за счёт увеличения затрат на системы бронирования на фоне значительного роста объёмов бронирований, вызванных ростом спроса, активным расширением полётов на внутренних линиях и частичным восстановлением полётной программы в международном сегменте. При этом Компания продолжает сдерживать рост прочих коммерческих расходов.
  • Компания продолжает уделять особое внимание уровню платежеспособности. Аэрофлот в течение 2021 года поддерживал устойчивую ликвидную позицию, которая остаётся на высоком уровне на конец декабря (70,7 млрд руб.). Общая долговая нагрузка ПАО «Аэрофлот» на 31.12.2021 составила 122,7 млрд руб., из которых более 85% приходится на долгосрочные кредиты и займы.
  • Финансовые результаты за двенадцать месяцев и четвёртый квартал 2021 года показали существенное улучшение год-к-году. В четвёртом квартале 2021 года несмотря на сезонную слабость спроса и беспрецедентное давление со стороны стоимости авиационного керосина Компании удалось снизить чистый убыток на 28,3% на фоне активной работы на внутреннем рынке и дальнейшего восстановления международной производственной программы. С учётом полученной в третьем квартале чистой прибыли общий финансовый результат за 2021 год улучшился к предыдущему году в 2,1 раза.
 

[1] Изменение объёмов операционных показателей 2021 года против 2019 года рассчитано на основе сопоставимой структуры Группы «Аэрофлот», т.е. исключая показатели авиакомпании «Аврора» в 2019 году.