Финансовые результаты Группы Аэрофлот по МСФО за 2 квартал и 6 месяцев 2021 года

Группа Аэрофлот (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) публикует сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за шесть месяцев 2021 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Комментирует Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот»:

«Во втором квартале 2021 года Группе Аэрофлот удалось в полной мере использовать возможности сегмента внутренних перевозок, а также постепенное возобновление международных полетов для улучшения финансовых результатов. С учетом сохраняющихся ограничений, масштаба деятельности и флота Группы Аэрофлот, волатильности макроэкономических факторов, в том числе определяющих стоимость керосина, влияния пандемии на спрос и снижения среднего срока будущих бронирований, кратное сокращение квартального чистого убытка до 2,6 млрд рублей является значительным улучшением результатов. Годом ранее, во втором квартале 2020 года, чистый убыток составил 35,8 млрд рублей, и ни в один из последующих периодов, включая летний сезон 2020 года, Группа так близко не приближалась к положительному результату.

Спрос на внутренние перевозки, в том числе эффект замещения международных поездок полетами по России, позволил Группе Аэрофлот во втором квартале 2021 года увеличить пассажиропоток на внутренних линиях на 13,7% по сравнению со вторым кварталом 2019 года. И хотя международные перевозки по-прежнему показывали снижение по сравнению со вторым кварталом 2019 года на 77,7%, наблюдалась положительная динамика по темпам их восстановления. Так, если в первом квартале 2021 года снижение международного пассажиропотока к 2019 году составляло 84,2%, то к июню оно составило уже 75,4% по сравнению с июнем 2019 года, продолжив восстанавливаться в начале третьего квартала. Однако определяющим фактором улучшения результатов и кратного снижения убытка, несмотря на давление на доходные ставки, стал именно внутренний рынок.

Указанное восстановление полетов обеспечило рост выручки до 119,7 млрд рублей во втором квартале 2021 года. Показатель EBITDA, который вышел в положительную зону в первом квартале 2021 года, также продолжил восстановление и по итогам второго квартала 2021 года составил 33,9 млрд рублей, что ниже уровня аналогичного периода 2019 года, однако превышает 20,1 млрд рублей EBITDA, полученный Группой в сезонно сильный третий квартал 2020 года. При этом рентабельность EBITDA по итогам второго квартала составила 28,3%, что превысило показатель второго квартала 2019 года – 27,1%.

Ликвидность остается в центре нашего внимания. На конец июня 2021 года объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился по сравнению с показателем на конец 2020 года и составил 113,2 млрд рублей, что превышает размер нашего долга без учета лизинговых обязательств. Значимую поддержку ликвидности оказало увеличение числа бронирований билетов перед высоким сезоном. Кроме того, для формирования дополнительного запаса ликвидности в июне мы выпустили пятилетние рублевые облигации, что в дополнение к выборке по ряду долгосрочных линий позволило улучшить структуру задолженности, сократив долю краткосрочных обязательств в пользу долгосрочных.

Пандемия и ее последствия по-прежнему продолжают оказывать влияние на результаты Группы, поэтому мы продолжаем наше развитие с использованием возможностей внутреннего рынка и доступных возможностей на международном рынке, запустили и планируем к запуску новые внутренние и международные маршруты. Значительное ускорение темпов вакцинации в России, столь необходимое для транспортной отрасли, уже оказывает положительное влияние на перевозки и повышает нашу уверенность в продолжении восстановления авиации».

За 6 месяцев 2021 года Группа Аэрофлот перевезла 18,6 млн пассажиров, что на 43,6% выше результата аналогичного периода 2020 года. В отчетном периоде продолжилось восстановление объемов внутренних перевозок и частичное восстановление международного авиасообщения, которое остается существенно ограниченным.

Выручка Группы Аэрофлот за 6 месяцев 2021 года увеличилась на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила 195 148 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 38,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 158 438 млн руб., что связано с частичным восстановлением пассажиропотока и ростом процента занятости кресел на 10,5 п.п., до 78,8%.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 17,1%, до 14 381 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок груза и почты на 19,5%. При этом снижение грузовых перевозок во втором квартале 2021 года связано со уменьшением объема непосредственно грузовых рейсов, специально организованных в период режима самоизоляции во втором квартале 2020 года.

Прочая выручка снизилась на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 15 711 млн руб.

Операционные расходы за 6 месяцев 2021 года увеличились на 7,7% и составили 210 530 млн руб., что обусловлено частичным восстановлением объемов операционной деятельности – выставленные емкости увеличились на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Расходы на авиационное топливо увеличились на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 45 011 млн руб. на фоне роста объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 165 519 млн руб. Ключевым фактором является увеличение объема операций.

  • Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 36 633 млн руб. В то же время в связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению коронавирусной инфекции Группа продолжила выполнение дополнительных процедур предполетной подготовки, дезинфекции воздушных судов, обеспечение пассажиров средствами индивидуальной защиты.
  • Расходы на оплату труда снизились на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 31 136 млн руб.
  • Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 13 140 млн руб.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9 137 млн руб. за счет масштабных оптимизационных мер в отношении общехозяйственных, консультационных, маркетинговых расходов.

Прочие расходы (нетто) увеличились в 6,5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 18 508 млн руб., что связано с выбытием дочерней авиакомпании «Аврора» из состава Группы и продолжением сотрудничества с ней в рамках код-шерингового соглашения (то есть расходы, относимые к код-шеринговому соглашению, ранее отражавшиеся в составе расходов Группы как расходы на топливо, оплату труда, обслуживание воздушных судов и другие, теперь отражаются вместе в составе прочих расходов). Кроме того, показатель за 6 месяцев 2020 года включает доход от субсидии в размере 7,9 млрд руб. от Правительства Российской Федерации.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины (наибольшая статья расходов, которая в основном не зависит от объемов деятельности) остались практически на уровне аналогичного периода прошлого года и составили 56 965 млн руб.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 41 583 млн руб.

Финансовые доходы за 6 месяцев 2021 года увеличились в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5 817 млн руб., что в основном обусловлено ростом процентных доходов в связи с увеличением среднего остатка денежных средств на банковских счетах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Финансовые расходы снизились на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 19 832 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных расходов по аренде в результате снижения процентных ставок.

Убыток от реализации результата хеджирования (статья, в которой отражаются учетные движения по валютным обязательствам по лизингу) составил 3 851 млн руб. Убыток по данной статье за аналогичный период прошлого года составил 7 557 млн руб. и включал в себя часть переоценки лизинговых обязательств в размере 6 710 млн руб., которая была отнесена на прибыли и убытки в соответствии с применяемыми учетными принципами в результате снижения выручки, получаемой Группой в валюте.

Чистый убыток Группы Аэрофлот за 6 месяцев 2021 года составил 27 737 млн руб. из которых только 2 594 млн руб. приходится на финансовый результат второго квартала.

Общий долг по состоянию на 30 июня 2021 года увеличился на 4,1%, до 782 500 млн руб. Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился на 20,7%, до 113 152 млн руб. по сравнению с 31 декабря 2020 года. Увеличение объема денежных средств связано с выпуском пятилетних облигаций в июне 2021 года, а также увеличением поступлений денежных средств от бронирований на летний сезон как в результате продолжения восстановления емкостей, так и в результате сезонного фактора.