Итоги перевозок пассажиров авиакомпаниями РФ за январь-март 2020 года

В марте 2020 года пассажироперевозки российских авиакомпаний сократились на 28,1%. Это связано с поэтапным ограничением авиаперелетов на международных направлениях, вводимых Правительством РФ во второй половине месяца. При этом на МВЛ произошло двухкратное снижение объемов перевозок. Однако мартовское снижение было несколько скомпенсировано ростом в январе-феврале. В итоге, общий итог первого квартала - минус 5,9%.

Результаты перевозок пассажиров авиакомпаниями РФ (март 2019/март 2020)

С 16 марта Правительство России приступило к поэтапному введению ограничений авиасообщений на международных линиях (МВЛ). До этого действовали ограничения на полеты лишь в Китай и Южную Корею.  Как результат, объемы пассажироперевозок на международных авиалиниях в марте 2020г. сократились на 47,4%. Поскольку немалая доля внутренних перелетов (ВВЛ) осуществляются гражданами России с целью прибытия в крупный хаб для дельнейшей пересадки на международные рейсы, снижение пассажиропотока на МВЛ привело и к снижению спроса на перевозки на ВВЛ (-15,1%). 

Общее снижение пассажироперевозок (МВЛ+ВВЛ) составило -28,1%. Примерно на такую же долю сизился и пассажирооборот - минус 30,9%. По обоим показателям отрасль откатилась к уровню между мартом 2016 и мартом 2017 годов. 

Перевозка пассажиров 15 крупнейшими авиакомпаниями России (март 2019/март 2020)

Большинство авиакомпаний в марте 2020 года показали отрицательный результат операционной деятельности. В таблице представлены 15 крупнейших авиакомпаний, осуществляющих 94% объема авиаперевозок в гражданской авиации России.

Загрузка пассажирских кресел

Загрузка пассажирских кресел 15 крупнейших авиакомпаний снизилась на 10,3%. При этом, в целом по всем авиакомпаниям этот показатель составил минус 13,2%, что говорит о значительных потерях и у авиакомпаний второго эшелона. Столь низкие показатели загрузки пассажирского салона давно не отмечались даже в зимние месяцы, когда в России традиционно низкий туристический сезон. 

Падение процента загрузки пассажирских кресел указывает на то, что темпы снижения пассажиропотока опережали ограничительные меры на направления. При этом на диаграмме отчетливо видно, что основное сокращение пассажиропотока пришлось на международные направления. 

Пассажирооборот 15 крупнейших авиакомпаний России (март 2019/март 2020)

Результаты перевозок пассажиров авиакомпаниями РФ (январь-март 2019/2020)

Поскольку ограничения на полеты начались только со второй половины марта, провальный месяц незначительно повлиял на общие показатели отрасли по итогам первого квартала - минус 5,9%. Низкие показатели марта во многом были компенсированы ростом объемов перевозок в январе и феврале. 

Перевозка пассажиров 15 крупнейшими авиакомпаниями России (январь-март 2019/2020)

Благодаря успешным первым двум месяцам квартала, большинство авиакомпаний из 15 крупнейших перевозчивков завершили период с положительным результатом.

Загрузка пассажирских кресел

Однако загрузка пассажирских кресел у большинства авиакомпаний и по итогам квартала ушла в минус, причем, у некоторых в значительный. Это указывает на то, что рентабельность авиаперевозок существенно снизилась.

Как видно из диаграммы, основное снижение пассажиропотока в первом квартале произошло на международных направлениях - минус 13,1%. При этом, итоговый внутрироссийский трафик практически не изменился, благодаря росту первых месяцев квартала.

Пассажирооборот 15 крупнейших авиакомпаний России (январь-март 2019/2020)

--------------------------------------------------------------------------

* Авиакомании размещены в рейтинге по количеству перевезенных пассажиров в марте 2020 года
** В декабре 2019 года был завершен процесс объединения авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус», выполнявших полеты под единым брендом S7 Airlines, Потому у авиакомпании Сибирь в таблице приводится сумма показателей Сибири и Глобуса за 2019 года, и сравнение производится с их общим показателем прошлого года.  
*** Удельный вес приведенных в таблице 15 авиакомпаний от общего объема авиаперевозок в гражданской авиации России составляет 94%.