Перевозка пассажиров авиакомпаниями России в июне 2020 года

В июне 2020 года авиакомпании России существенно улучшили свои показатели, перевезя 22,6% пассажиров к уровню июня 2019 года. Это на 13% больше аналогичного показателя за май. Перевезено 2848301 пассажир, что в 3 раза больше, чем в мае текущего года.

Пассажирооборот в июне достиг 5,5 млрд, что составляет 17.7% от прошлогоднего уровня в аналогичный период. Подрос и уровень занятости кресел - 57,7%, однако это также существенно ниже показателя июня 2019 года в 85,5%. На графике ниже видно, что пассажирооборот сократился существенней пассажиропотока, и такая картина наблюдается уже третий месяц подряд. Иными словами, при существующем пассажиропотоке, авиация выполняет куда меньше работы на одного пассажира, чем годом ранее. Следовательно, существенно ниже стоимость и доход от авиаперевозки.

Впрочем, о дохода говорить не совсем корректно. Ввиду того, что невозможности загрузить практически половину провозных емкостей авиаперевозчиков, которые были ранее задействованы на МВЛ, и их приходится содержать, затрачивая огромные ресурсы, это толкает авиакомпании к ожесточенной борьбе за пассажира. В результате, даже на внутреннем рынке, который сейчас демонстрирует восстановительный рост, средний тариф на 30-35% ниже прошлогоднего. Таким образом, получая необходимые оборотные средства, авиакомпании по сути летают в убыток, что не может длиться бесконечно.

Авиакомпания S7 Airlines третий месяц подряд занимет лидирующую позицию на рынке, достигнув в июне показателя 50,7% к уровню прошлого года, увеличив за месяц объемы перевозок в 2,4 раза. Аэрофлот так же нарастил пассажиропоток в 2,5 раза, однако в абсолютных цифрах пока уступает S7 и это лишь 15,8% от объемов перевозок компании в 2019 году. А показатель Победы составивил всего-лишь символические 0,1% к маю прошлого года (35 место в рейтинге авиакомпаний по объемам перевозок). Вернулась в число лидеров и авиакомпания Победа, прыгнув с 35 места в рейтинге сразу на третье. Такая динамика связана с тем, что авиакомпания практически полностью приостанавливала свою операционную деятельность в апреле-мае, возобновив полеты с июня. 

На диаграмме представлены 6 крупнейших авиаперевозчиков России по даным за июнь 2019 года, которым удалось превзойти шестизначный рубеж и которые существенно оторвались от ближайших "преследователей". Совокупная доля этих авиакомпаний на рынке составляет 77,56%. Следует отметить, что среди этой шестерки три авиакомпании входят в группу Аэрофлот, совокупная доля которых в группе лидеров - 52,6%. Иными словами, Аэрофлот де-факто уже вернул свое лидерство, перераспределив пассажиропоток в пользу своей дочки - Победы. Этому соотвествует и озвученная в июле стратегия развития Группы.

* Под брендом S7 в 2019 году летали авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", в 2020 году - "Сибирь". В связи с этим в диаграмме и последующих таблицах за 2019 год приведена сводная статистика двух авиакомпаний.

Пассажиропоток

Пассажирооборот

Загрузка пассажирских кресел

В общем объеме пассажиропотока доля 35 авиакомпаний в июне 2020г. составила 99,4% (в июне прошлого года этот показатель составлял 88,1%).