Перевозка пассажиров авиакомпаниями России в октябре 2020 года

В октябре 2020 года восходящий тренд роста объемов авиаперевозок авиакомпаниями России сменился на нисходящий. Показатель перевезенных пассажиров к уровню 2019 года составил 61%, против 68,3% месяцем ранее. А по сравнению с сентябрем 2020 года пассажиропоток снизился практически на 2 млн пассажиров - минус 22,5%. Относительный показатель пассажирооборота к уровню прошлого года за прошедший месяц так же сократился с 56,1% до 49,1%.

Если на международных направлениях пассажиропоток изменился несущественно, внутренние маршруты понесли существенные потери. И если в сентябре 2020г. пассажиропоток на ВВЛ превосходил показатели сентября 2019г. на 6,8%, то в октябре 2020г., напротив, показал минус 7,1% к уровню октября 2019г. Все это указывает на то, что, на фоне сезонного снижения объемов работ, ускоряется и падение спроса на авиаперевозки, ввиду развития второй волны пандемии covid-19.

На этом фоне на рынке все чаще звучат призывы к авиакомпаниям отказаться от ценового демпинга. Цены на авиабилеты крайне низкие и указывают на то, что авиакомпании стараются любой ценой получить оборотные средства, продавая перевозку даже ниже себестоимости. Все это не увеличивает шансы на выживание. По самым оптимистичным прогнозам, возвращение пассажира на рейсы ожидается не ранее апреля-мая следующего года.

Даже при таких низких ценах на авиаперевозку, показатель занятости кресел в октябре 2020г. составил лишь 76,2%, против 82,4% месяцем ранее. Это также указывает на нарастающую убыточность авиаперевозок. Как видно на графике, по объемам выполненных работ авиакомпании откатились на десятилетие назад. Только тогда они не демпинговали и у них на балансе не было той значительной инфраструктуры, которую приходится сегодня содержать.

Авиакомпания S7 Airlines седьмой месяц подряд занимает лидирующую позицию на рынке авиаперевозок России. У крупнейших авиаперевозчиков в октябре показатели так же ухудшились, кроме ЮТэйр, которой удалось несколько сократить отставание отпрошлогоднего результата. Однако в абсолютных цифрах у всех показатели существенно ниже, чем в сентябре 2020г. Как и прежде, больше всех теряет Аэрофлот, а вот Победе удается третий месяц подряд быть в плюсе - плюс 10,6%, к октябрю 2019г. 

Прим: На гистограмме авиакомпании ранжированы по показателям прошлого года. 

В целом совокупная рыночная доля шести крупнейших авиакомпаний на рынке составляет 72,3%, пятнадцати первых - 94,1%. Из относительно крупных авиакомпаний следует также отметить высокие показатели авиакомпании Азимут - плюс 13,9%, эксплуатирующих отечественные самолеты Superjet100.

Пассажиропоток

Пассажирооборот

Загрузка пассажирских кресел

* Под брендом S7 в 2019 году летали авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", в 2020 году - "Сибирь". В связи с этим за 2019 год приводится сводная статистика двух авиакомпаний.