Перевозка пассажиров авиакомпаниями России в ноябре 2020 года

В ноябре 2020 года скорость снижения объемов авиаперевозок увеличилась. В целом российские авиакомпании в ноябре перевезли на 31,3% пассажиров меньше (минус 2 126 264 пассажира), чем месяцем ранее, а показатель количества перевезенных пассажиров к уровню ноября прошлого года снизился практически вдвое - минус 48%. При этом пассажирооборот к ноябрю 2019 года обвалился аж на 61%. Также ноябрь характерен существенной пересортировкой авиакомпаний в рейтинге по количеству перевезенных пассажиров.

По сравнению с октябрем, количество пассажиров, перевезенных на международных направлениях, сократилось более чем в 2 раза. Это стало следствием развития второй волны мировой эпидемии COVID-19 и введением более жестких карантинных ограничений во многих странах, в первую очередь европейских. Однако в абсолютных цифрах падение на внутрироссийских маршрутах вдвое больше - минус порядка полутора миллионов пассажиров к предыдущему месяцу и более миллиона к ноябрю прошлого года. 

На приведенной гистограмме отчетливо видно, что, по сравнению с августовским пиком объемов перевозок, в ноябре имеем двукратное падение. Не помогла и попытка оживить туристический рынок за счет программы кешбэка. Авиакомпании стараются привлечь пассажиров низкими тарифами, однако это лишь ухудшает экономику предприятий, но не повышает продажи. Средняя занятость кресел составляет лишь 61,5%, что на 20% хуже прошлогоднего показателя.

Объемы перевозок откатились на десятилетие в прошлое, а пассажирооборот (объемы выполненных работ) - далеко в нулевые. Это означает, что сейчас пассажиры предпочитают полеты на короткие расстояния. А значит, сокращается и выручка с перевезенного пассажира. По прогнозам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) убытки авиакомпаний по итогам года могут составить порядка 200 млрд рублей, что существенно хуже антирекорда 2019 года в 38 млрд рублей. Ситуацию ухудшает и значительный размер собственной инфраструктуры и персонала предприятий, которые, в отличие от десятилетней давности, сегодня необходимо содержать.

К тому же, как видно из гистограммы, основные потери отрасль несет из-за сокращения сегмента международных перевозок, где традиционно авиакомпании получали основную часть прибыли, в то время, как многие внутрироссийские маршруты были и ранее низкомаржинальны или просто убыточны. 

Как и в течение предыдущих восьми месяцев, на российском рынке по количеству перевезенных пассажиров лидирует авиакомпания S7 Airlines. Однако своеобразную революцию удалось совершить авиакомпании Победа, которая не только потеснила со второй позиции материнскую компанию Аэрофлот, но и по количеству перевезенных пассажиров вплотную приблизилась к лидеру.

ЮТэйр, теряя в объемах перевозок, в то же время поднялась с 6 на 4 позицию, так как потери конкурентов оказались более значительными. Следует отметить и стабильно высокие показатели, превышающие прошлогодний уровень, и у авиакомпании Азимут (+7%), летающей на российских самолетах Superjet100. Очевидно, что характеристики этого лайнера наилучшим образом соответствуют нынешним кризисным требованиям рынка, плюс - несомненно, грамотная стратегия менеджмента авиакомпании. С небольшим плюсом удается двигаться авиакомпании Якутия (+4%). И, конечно же, следует отметить рост показателей у небольших авиакомпаний Ижавиа (+51%) и ЧукотАвиа (+20%).

Пассажиропоток

Пассажирооборот

Загрузка пассажирских кресел

* Под брендом S7 в 2019 году летали авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", в 2020 году - "Сибирь". В связи с этим за 2019 год приводится сводная статистика двух авиакомпаний.