Перевозка пассажиров через аэропорты России в 2020 году

2020 год ознаменовался беспрецедентным кризисом в мировой авиаиндустрии из-за эпидемии COVID-19. В результате введения ограничений полетов на международных направлениях, карантинных ограничений в российских регионах и режимов добровольной и принудительной "самоизоляции", аэропорты России потеряли более 41% пассажиропотока.

Итоги деятельности аэропортов России за январь-декабрь 2020 года

Наиболее тяжелый удар пришелся на международные авиаперевозки, на которых осталось менее четверти пассажиропотока от уровня 2019 года - минус 73%. Потери на внутренних линиях менее значительны - минус 23%, но также колоссальны.

Начался год вполне оптимистично, с ожидаемым ростом по отношению к показателям первых месяцев 2019 года. Однако вместо начала сезонного роста пассажиропотока, весной произошел обвал авиаперевозок из-за введеных правительством ограничений на авиаперевозки  перемещение граждан, в некоторых регионах почти до нулевых значений.

С июня началось постепенное снятие карантинных ограничений по России, а с августа возобновлены полеты в единичные зарубежные страны. Несмотря на увеличение объемов обслуживания пассажиров, летняя навигация оказалась так же, по сути, провалена. Начавшаяся осенью вторая волна эпидемии окончательно похоронила надежды на быстрое восстановление.

Сравнение с предыдущим годом

В 2020 году, вместо ожидаемого роста, российские аропорты недосчитались более 100 миллионов пассажиров. Такого масштабного кризиса и резкого обвала показателей в отрасли не было даже в 90-е, когда страну охватил глубочайший экономический кризис.

Как видно из гистограммы, помесячная сравнительная динамика обслуживания пассажиров в России в 2020 году мало коррелируется с динамикой авиаперевозок 2019 года. Если в прошлом году она регулировалась сезонным спросом, то в 2020 эпидемией COVID-19 и противоковидными мерами.

Из таблицы видно превышение показателей 2019 года в январе-феврале и пикирующее снижение с марта. Объемы обслуживания пассажиров в апреле-мае с низились до таких минимальных показателей, что их сложно сопоставить с аналогичным по цифрам историческим периодом. 

На гистограмме слева видно, что в течение четырех месяцев показатели объемов на МВЛ, вместо сезонного пика, были близки к нулю. В то же время гистограмма справа показывает, что в августе-сентябре произошло некоторое замещение отсутствия возможности путешествовать за границу и объемы перевзок на ВВЛ кратковременно превысили уровень 2019 года.

Статистика по аэропортам России за январь-декабрь 2020 года

В целом аэропорты России пережили 2020 год с потерями, но они распределились неравномерно. Наиболее сильно просели международные аэропорты крупных городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.

На фоне этого, аэропортам российских курортов и туристических центров, таких как Сочи, Симферополь, Калининград  удалось за неполный туристический сезон показать столь высокие результаты, что по итогам года они  вышли практически на показатели прошлого года с незначительным снижением. А аэропорту Анапа удалось даже превысить показатели 2019 года.

Аэропорты Московского авиаузла

Наиболее существенно пострадали аэропорты Москвовского авиаузла (МАУ) - минус более половины пассажиропотока от уровня 2019 года. При этом наиболее пострадавшим от коронакризиса стал аэропорт Шереметьево, потерявший 60% пассажиропотока - минус 20 млн пассажиров.

Поскольку динамика снижения объемов в аэропортах Москвы была различна, произошло перераспределение долей аэропортов на рынке МАУ. Впрочем, отраслевым специалистам понятно, что это временное явление и, после начала восстановления нормальной работы авиаотрасли, статус-кво восстановится. 

Несмотря на то, что в целом по стране в августе-сентябре объемы перевозок превысили прошлогодний уровень, аэропортам МАУ не удалось дотянуться даже до уровня февраля. При этом мы видим парадоксальную картину, на которой самым успешным месяцем года является зимний январь. 

Все три московских аэропорта в 2020 году в совокупности недосчитались более 53 млн пассажиров. При этом львиная доля потерь произошла из-за блокирования международных авиасообщений - минус 37,5 млн пассажиров.

Помесячная динамика изменений на МВЛ и ВВЛ в МАУ в целом повторяет картину по всем аэропортам. Такие же почти нулевые показатели в апреле-июле и незначительный отскок в августе-декабре на МВЛ. И крутой провал на ВВЛ с динамичным восстановлением. Однако аэропортам МАУ так и не удалось в августе-сентябре дотянуться (а тем более превысить) до показателей прошлого года, как это произошло в ряде других аэропортов.