Финансовые и операционные результаты Etihad Airways за 2020 год

Авиакомпания Etihad Airways (Абу – Даби, Объединенные Арабские Эмираты) объявила о своих финансовых и операционных результатах за 2020 год, зафиксировав падение пассажиропотока на 76% - 4,2 млн пассажиров, против 17,5 млн в 2019 году, в результате снижения спроса и снижения пропускной способности рейсов, вызванного беспрецедентным глобальным спадом в коммерческой авиации.

Ключевые показатели в 2020 году:

• перевезено 4,2 млн пассажиров с коэффициентом загрузки кресел 52,9%

• Пропускная способность сети в связи с пандемией сократилась на 64% - до 37,5 млрд кресло-километров.

• Для защиты путешественников разработана ведущая в отрасли оздоровительная программа Etihad

• Etihad - первая авиакомпания в мире со 100% вакцинированным действующим летным составом

В результате пандемии Covid и последовавших за ней ограничений на полеты и поездки общая пассажировместимость была сокращена на 64% в 2020 году до 37,5 млрд кресло-километров (ASKs) по сравнению с 104 млрд в 2019 году, а коэффициент загрузки кресел снизился до 52,9%, что на 25,8 процентных пункта ниже, чем в 2019 году - 78,7%.

Авиакомпания зафиксировала входящий финансовый поток в размере 1,2 миллиарда долларов США в 2020 году, что на 74% меньше, чем 4,8 миллиарда долларов США в 2019 году, из-за меньшего количества регулярных рейсов и существенно меньшего количества путешествующих людей.

Одним из факторов, способствующих этому, стала полная приостановка пассажирских перевозок в и из ОАЭ с конца марта и до начала июня 2020 года, чтобы ограничить распространение Covid-19 в соответствии с решением правительства ОАЭ. При этом более 80% всех пассажиров, перевезенных в 2020 году, были перевезены в течение первых трех месяцев года, что свидетельствует о резком падении спроса по мере углубления глобального кризиса в течение следующих месяцев года.

Грузовой сектор авиакомпании, напротив, продемонстрировал чрезвычайно высокие показатели, увеличив выручку на 66% - с 0,7 миллиарда долларов США в 2019 году до 1,2 миллиарда долларов США в 2020 году, что было обусловлено огромным спросом на медицинские грузы, такие как средства индивидуальной защиты (СИЗ) и фармацевтические препараты, в сочетании с ограниченными глобальными возможностями авиаперевозок. Объемы перевезенных грузов увеличились на 77%.

Тем временем операционные расходы снизились на 39% в годовом исчислении - с 5,4 млрд долларов США в 2019 году до 3,3 млрд долларов США в 2020 году, благодаря сочетанию сокращения производственных мощностей и расходов, связанных с объемом производства, а также сосредоточению внимания на инициативах по сдерживанию затрат.

Накладные расходы в этот период сократились на 25% - до 0,8 млрд долларов США (в 2019 году - 1,0 млрд долларов США), несмотря на их фиксированный характер, благодаря инициативам по управлению денежными средствами и ликвидностью во время кризиса. В то время как финансовые расходы сократились на 23% благодаря постоянному акценту на реструктуризацию баланса.

В целом это привело к тому, что основной операционный убыток в 2020 году составил 1,70 миллиарда долларов США (в 2019 году - 0,80 миллиарда долларов США), а показатель EBITDA стал отрицательным - 0,65 миллиарда долларов США (2019 год – положительный - 0,45 миллиарда долларов США).

До пандемии Etihad опережала планы по трансформации, поставленные в 2017 году, зарегистрировав резкое улучшение основных результатов на 55% к концу 2019 года. Этот импульс продолжался и в начале 2020 года, когда рекордный первый квартал показал улучшение в годовом исчислении на 34%.

Авиакомпания продолжает нацеливаться на полный поворот к 2023 году, ускорив свои планы трансформации и реорганизовав свою структуру в более экономически эффективный и гибкий бизнес.

Тони Дуглас, главный исполнительный директор Группы:Covid потряс саму основу авиационной отрасли, но благодаря нашим преданным людям и поддержке нашего акционера, Etihad твердо стоит на ногах и готова играть ключевую роль на рынке, когда мир вернется к полетам. Хотя никто не мог предсказать, как будет развиваться 2020 год, наше внимание к оптимизации основных принципов бизнеса в течение последних трех лет помогло Etihad решительно отреагировать на глобальный кризис. Мы предприняли смелые действия, чтобы защитить наших людей и наших пассажиров, разработать ведущую в отрасли программу здравоохранения и гигиены и реструктурировать наш бизнес, чтобы лучше позиционироваться для восстановления. Будучи первой в мире авиакомпанией, которая вакцинировала всех наших действующих пилотов и бортпроводников от Covid, мы готовы приветствовать возвращающихся путешественников, чтобы испытать лучшие в своем классе путешествия с Etihad Airways.”

Адам Букадида, финансовый директор: “Мы начали год на твердой основе, превзойдя наши цели по трансформации в первом квартале, и с нетерпением ждали высоких результатов, но затем пандемия взяла верх. Поскольку доходы от пассажирских перевозок резко упали, мы немедленно предприняли меры по обеспечению долгосрочного финансового оздоровления Etihad, применив широкий спектр мер по смягчению воздействия Covid на наш бизнес. Несмотря на значительное давление на наш денежный поток, мы сохранили ликвидность, сосредоточившись на контроле затрат, максимизации доходов от грузовых перевозок, расширении наших чартерных возможностей и привлечении инновационных кредитных ресурсов. Это было поддержано тем, что Etihad сохранила кредитный рейтинг A со "стабильным прогнозом" от Fitch, что сделало ее одной из немногих авиакомпаний, сохранивших до-ковидный рейтинг.”

Авиакомпания была одной из первых компаний в ОАЭ, предложивших сотрудникам возможность пройти вакцинацию на рабочем месте после того, как ее аэромедицинский центр стал одобренной клиникой вакцинации. Более 75% всего персонала авиакомпании, базирующегося в ОАЭ, в настоящее время получили вакцину, и Etihad стала первой авиакомпанией в мире, которая вакцинировала 100% своего летного состава. Эта веха была достигнута в феврале 2021 года.

Общая численность персонала авиакомпании к концу 2020 года составила 13 587 человек, что на 33% меньше, чем 20 369 человек годом ранее. Чтобы максимально минимизировать потери рабочих мест, авиакомпания ввела временное снижение заработной платы в масштабах всей компании: от 25% для рядовых сотрудников до 50% для руководства компании.

В 2020 году Etihad получила два новых лайнера Boeing 787 Dreamliner, доведя общий парк самолетов до 103 единиц, со средним возрастом - 6,2 года. Boeing 787 Dreamliner продолжает оставаться основой глобального флота Etihad – одного из самых молодых и эффективных в мире. Имея в общей сложности 39 Dreamliners, Etihad является одним из крупнейших в мире эксплуатантов этого высокоэффективного типа самолетов.

Деятельность авиакомпании в 2020 году была сосредоточена на полетах B787-9 и B787-10 из-за дальности их полета, эффективности и вместимости грузового отсека самолетов. В то время, как часть оставшегося парка была припаркована из-за сокращения пассажирских перевозок.

Etihad продолжает постепенно возобновлять обслуживание и расширять свою глобальную сеть по мере открытия международных границ в соответствии с правилами въезда и санитарными правилами, установленными властями ОАЭ и странами в пунктах назначения.

В течение большей части 2020 года поездки "точка-точка" в Абу-Даби и обратно были ограничены для граждан и резидентов, но в результате тщательного тестирования ОАЭ и мер безопасности Абу-Даби вновь открылся для туристов из разрешенного "зеленого списка" стран 24 декабря 2020 года.

В конце 2020 года авиакомпания выполняла рейсы по 50 пассажирским и семи грузовым направлениям из Абу-Даби, что составляло примерно 35% ее до-ковидных мощностей.

В июне 2020 года Air Arabia Abu Dhabi начала свою деятельность в качестве первого лоукостера (LCC), базирующегося в Абу-Даби. Совместное предприятие Etihad и Air Arabia обслуживает восемь рынков, увеличив воздушное сообщение Абу-Даби, диверсифицировав предложение поездок в и из столицы ОАЭ, а также дополнив пассажирскую сеть Etihad.

После исторической нормализации дипломатических отношений между ОАЭ и Израилем в 2020 году Etihad объявила о начале ежедневных круглогодичных регулярных рейсов между Тель-Авивом и Абу-Даби в марте 2021 года.

В начале пандемии Etihad начал использовать специальные гуманитарные чартеры для доставки в пострадавшие страны столь необходимых медикаментов и оборудования, включая респираторы, СИЗ и, в последнее время, вакцины. Авиакомпания выполнила 183 таких чартера, перевозя более 2500 тонн основных грузов в 129 стран, включая Асунсьон (Парагвай), Гавану (Куба), Сент-Китс и Невис (Карибские острова) и Лиму (Перу).

В ноябре 2020 года Etihad присоединилась к консорциуму Hope Consortium, возглавляемой Абу-Даби коалиции, созданной для содействия распространению вакцин от ковида по всему миру, с полным комплексным решением цепочки поставок, охватывающим планирование спроса, снабжение и объекты мирового класса для транспортировки чувствительных к температуре грузов в сверххолодных условиях до -80°С.

Вакцины распространяются Etihad - первым перевозчиком на Ближнем Востоке, получившим сертификат Центра передового опыта независимых валидаторов IATA (CEIV) для фармацевтической логистики. К концу 2020 года Etihad перевезла в рамках консорциума более пяти миллионов доз вакцин.

В знак признания внимания авиакомпании к благополучию клиентов Etihad была официально признана Пятизвездочной глобальной авиакомпанией Ассоциацией пассажирского опыта авиакомпаний (APEX) в декабре 2020 года и удостоена Бриллиантового статуса APEX for Health Safety в январе 2021 года. А Etihad Cargo была названа Лучшей грузовой авиакомпанией Ближнего Востока ведущим отраслевым журналом Air Cargo Week за ту важную роль, которую она сыграла в поддержании связи ключевых торговых путей и доставке помощи по всему миру в 2020 году.

Отчет подготовлен агентством AviaStat.Ru по материалам Etihad Airways