О безопасности полетов в мире за 2020 год

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала Доклад о безопасности за 2020 год и данные о показателях безопасности полетов коммерческих авиакомпаний за 2020 год.

Ключевые показатели:

  • По оценкам IATA, в 2020 году 1,795 миллиарда пассажиров безопасно совершили около 22 миллионов рейсов.
  • Общее количество аварий снизилось с 52 в 2019 году до 38 в 2020 году.
  • Общее количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 8 в 2019 году до 5 в 2020 году. Количество погибших в 2020 году снизилось по сравнению с 2019 годом (132 против 240).
  • Уровень аварийности составил 1,71 аварий на миллион полетов. Это выше, чем средний показатель за 5 лет (2016–2020 годы), который составляет 1,38 аварий на миллион рейсов.
  • Коэффициент аварийности авиакомпаний-членов ИАТА составил 0,83 на миллион рейсов, что является улучшением по сравнению со средним показателем за 5 лет, равным 0,96.
  • Общее количество полетов сократилось на 53% до 22 миллионов в 2020 году.
  • Риск летального исхода остался неизменным по сравнению со средним пятилетним значением 0,13.

При риске летального исхода 0,13 для авиаперелетов в среднем человеку придется путешествовать по воздуху каждый день в течение 461 года, прежде чем он попадет в аварию, в результате которой погибнет хотя бы один человек. В среднем человеку придется путешествовать каждый день в течение 20 932 лет, чтобы попасть в аварию со 100% смертельным исходом.

Александр де Жуньяк, генеральный директор IATA: «Полеты безопасны, хотя отрасль сделала шаг назад в плане производительности в 2020 году. Резкое сокращение количества рейсов усиливало влияние каждой аварии, если мы подсчитываем показатели. Но цифры не лгут, и мы не допустим, чтобы это стало тенденцией. Мы будем уделять еще больше внимания безопасности в этот период сокращения операций и по мере того, как расписание полетов будет пересмотрено, когда мир вновь откроется».

Впервые за более чем 15 лет не было происшествий с потерей управления во время полета (LOC-I), на которые приходилась самая большая доля погибших с 2016 года. «Отсутствие таких событий в 2020 году было положительным моментом. Тем не менее, основываясь на первоначальных отчетах расследования трагической гибели Sriwijaya Air SJ 182 в начале 2021 года, мы должны продолжать учиться и совершенствоваться », - сказал де Жуньяк.

Показатели потерь реактивных самолетов по регионам (на 1 млн вылетов)

В 2020 году средний мировой показатель потерь реактивных самолетов несколько вырос по сравнению со средним показателем за пять лет (2016-2020 годы), несмотря на улучшение в пяти регионах.

Показатели потерь турбовинтовых самолетов по регионам (на 1 млн вылетов)

В шести регионах мира показатели потерь турбовинтовых самолетов в 2020 году улучшились или не ухудшились по сравнению со средними показателями за пять лет. Аварии с участием турбовинтовых самолетов составили 29% всех происшествий и 40% происшествий со смертельным исходом в 2020 году.

Безопасность в Африке

Авиакомпании, базирующиеся в странах Африки к югу от Сахары, в прошлом году испытали шесть аварий, две из которых закончились смертельным исходом, причем, в обоих участвовали турбовинтовые самолеты. Это такое же количество несчастных случаев со смертельным исходом, которое произошло в 2019 году, однако риск летального исхода увеличился из-за того, что в прошлом году было меньше рейсов. Аварийных происшествий с потерей реактивных самолетов в 2020 году не было.

В Африке основное внимание по-прежнему уделяется ускорению внедрения стандартов и рекомендуемых практик (SARPS) Международной организации гражданской авиации (ИКАО), касающихся безопасности полетов. По состоянию на конец 2020 года около 28 африканских стран (61% от общего числа) внедрили SARPS как минимум на 60% авиакомпаний, что не изменилось по сравнению с 2019 годом. «Хотя мы осознаем чрезвычайные проблемы 2020 года, которые затронули все аспекты авиации, мы надеемся, что, мы по мере отступления пандемии, это число будет увеличиваться », - сказал де Жуньяк.

ИАТА также продолжает тесно сотрудничать со всеми ключевыми заинтересованными сторонами в регионе. ИАТА и Ассоциация африканских авиакомпаний (AFRAA) объединили усилия с Африканской комиссией гражданской авиации (AFCAC) в рамках трехлетнего проекта по обеспечению безопасности для оказания технической поддержки африканским авиаперевозчикам государств-участников Единого африканского рынка воздушного транспорта (SAATM) для обеспечения, достижения и поддержки глобальных стандартов безопасности полетов.

Безопасность в СНГ

Авиакомпании, базирующиеся в регионе СНГ, в 2020 году не испытали несчастных случаев со смертельным исходом, что является значительным улучшением по сравнению с 2019 годом. Показатель потери реактивного самолета у авиакомпаний СНГ в 2020 году улучшился по сравнению с 2019 годом, но снизился по сравнению со средним пятилетним показателем 2016-2020 гг. - самый высокий среди регионов. В авиакомпаниях СНГ не было аварий с потерей турбовинтовых самолетов в 2020 году, что является значительным улучшением по сравнению с 2019 годом и в среднем за пять лет.

Аудит эксплуатационной безопасности IATA (IOSA)

Показатель всех происшествий для авиакомпаний, внесенных в реестр IOSA, был почти в три раза выше, чем у авиакомпаний, не входящих в IOSA, в 2020 году (1,20 против 3,29). Среднее значение за 2016–2020 годы для авиакомпаний IOSA по сравнению с авиакомпаниями, не входящими в IOSA, было более чем в два раза выше (0,99 против 2,32). Все авиакомпании-члены IATA обязаны поддерживать свою регистрацию в IOSA. В настоящее время в IOSA зарегистрировано 438 авиакомпаний, 142 из которых не являются членами IATA.

Примечания:

  • IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) представляет около 290 авиакомпаний, на долю которых приходится 82% мирового воздушного движения.
  • ИАТА определяет аварию как событие, при котором выполняются ВСЕ следующие критерии:
    • Лицо (а), совершившее посадку на борт воздушного судна с целью полета (летный экипаж или пассажиры).
    • Цель полета ограничена обычной коммерческой авиационной деятельностью, в частности, регулярными / чартерными пассажирскими или грузовыми перевозками. Полеты на административных самолетах, обучение, техническое обслуживание / испытательные полеты исключаются.
    • Самолет оснащен турбинным двигателем и имеет сертифицированный максимальный взлетный вес (MTOW) не менее 5700 кг (12 540 фунтов).
    • Самолет получил серьезное структурное повреждение, превышающее 1 миллион долларов или 10% от резервной стоимости самолета, в зависимости от того, что меньше, или было объявлено повреждение корпуса.
    • Потеря самолета - это авария, в которой самолет разрушен или существенно поврежден и впоследствии не ремонтируется по какой-либо причине, включая финансовое решение владельца.

[1] Сбитие самолета 752 авиакомпании «Украинские авиалинии» 8 января 2020 года ракетой «земля-воздух» не учитывается, поскольку это было результатом преднамеренных действий и не классифицируется как несчастный случай.