Метка:

О безопасности полетов в 2020 году

Выдержки из отчета Комиссии по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников соглашения об использовании воздушного пространства в 2020 году.

1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЯ В 2020 г.

В 2020 году в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 46 авиационных происшествий1, 2, в том числе 23 катастрофы с гибелью 51 человека.

В коммерческой авиации имели место 19 АП, в том числе 9 К, погибли 24 человека.

В авиации общего назначения произошло 27 АП, в том числе 14 К, погибли 27 человек.

По государственной принадлежности воздушных судов авиационные происшествия распределились следующим образом:

Статистические данные по аварийности за 2020 г., в сравнении с предыдущим 2019 г., с распределением по классам воздушных судов и видам авиационных работ и перевозок представлены в таблице 1.

Распределение по государствам абсолютных показателей аварийности в гражданской авиации государств-участников Соглашения (количество авиационных происшествий, катастроф и погибших) за период 2011–2020 гг. приведено в таблице 2.

В 2020 г. абсолютный показатель состояния безопасности полетов по всем видам авиационных работ (46 АП) ухудшился относительно показателя 2019 г. (41 АП), однако количество катастроф уменьшилось – 23 К против 25 К в 2019 г.3 Количество погибших в катастрофах людей значительно уменьшилось: погиб 51 человек, в 2019 г. – 97 человек.

С самолетами взлетной массой более 5700 кг в 2020 г. состояние безопасности полетов по абсолютным показателям улучшилось4. Произошло 5 АП, в том числе 1 К, в 2019 г. имели место 8 АП, в том числе 4 К. Число погибших в 2020 г. (9 человек) существенно уменьшилось (в 2019 г. погибли 60 человек).

С самолетами взлетной массой менее 5700 кг количество АП увеличилось (в 2020 г. произошло 11 АП, в 2019 г. – 10 АП). По катастрофам и погибшим показатели безопасности полетов существенно ухудшились (в 2020 г. произошло 7 К, погибли 13 человек, 2019 г. – 3 К, погибли 6 человек).

На вертолетах количество АП, К и погибших значительно уменьшилось: в 2020 г. – 3 АП, в том числе 1 К с гибелью 2 человек, в 2019 г. – 6 АП, в том числе 4 К с гибелью 6 человек.

Абсолютные показатели состояния безопасности полетов в АОН по количеству происшествий и количеству погибших ухудшились: в 2020 г. произошло 27 АП, количество погибших – 27 человек, в 2019 г. – 17 АП, количество погибших – 25 человек, в 2018 г. – 24 АП, количество погибших – 21 человек. Число катастроф осталось на уровне 2019 г. – 14 К. Так как информация о количестве вылетов ВС АОН в ряде государств отсутствует, оценить относительные показатели БП АОН не представляется возможным.

Динамика изменения относительных показателей уровня безопасности полетов за период 2016–2020 гг. (в расчете на 1 миллион вылетов)6 на всех воздушных судах гражданской авиации государств-участников Соглашения без АОН приведена на рис. 17.

В 2020 г. относительные показатели состояния безопасности полетов в коммерческой гражданской авиации государств-участников Соглашения значительно ухудшились в сравнении с 2019 г., но не превысили значения за период 2016–2018 гг.

2. КОММЕРЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

2.1. Самолеты (взлетная масса более 5700 кг)

В 2020 г. в авиакомпаниях государств-участников Соглашения с самолетами взлетной массой более 5700 кг произошло 5 авиационных происшествий, в том числе одна катастрофа с гибелью 9 человек. 2 АП произошли с ВС, выполнявшими пассажирские перевозки: при выполнении регулярного рейса и при выполнении нерегулярного рейса. Два АП имело место при выполнении грузовых рейсов, в том числе одна катастрофа, одно АП – при выполнении перегоночного полета.

В 2019 г. с самолетами взлетной массой более 5700 кг произошло 8 авиационных происшествий, в том числе 4 катастрофы с гибелью 60 человек. 5 АП произошли с ВС, выполнявшими пассажирские перевозки: 4 АП, в том числе 3 К при выполнении регулярных рейсов, одно АП – при выполнении нерегулярного рейса. Два АП имело место при выполнении грузовых рейсов, в том числе одна катастрофа, одно АП – при выполнении технического рейса по перегону ВС.

Относительные показатели уровня безопасности полетов на самолетах с максимальной взлетной массой более 5700 кг в 2020 г. приведены на рис. 2 и рис. 3.

Относительный показатель безопасности полетов на самолетах взлетной массой более 5700 кг при всех видах перевозок по авиационным происшествиям худший за период 2016–2020 гг. По катастрофам показатель безопасности полетов существенно лучше 2017 г. и 2019 г., но хуже 2016 г. и 2018 г.

В сфере пассажирских перевозок на самолетах взлетной массой более 5700 кг в 2020 г. произошло 2 АП, катастроф не было, в 2019 г. – 5 АП, в том числе 3 К. В 2020 г. показатели безопасности сравнялись с периодом 2014–2017 гг., в котором катастроф при пассажирских перевозках не было. Показатель по АП хуже периода 2016–2017 гг. и лучше 2018–2019 гг.

В 2020 г. два АП произошли при пассажирских перевозках (на регулярном и на нерегулярном рейсах). Два АП имели место при выполнении грузовых рейсов, в том числе одна катастрофа, одно АП при выполнении перегоночного полета.

Одно АП (К) произошло сразу после взлета, три АП имели место при выполнении посадок ВС и одно АП – при заруливании на место стоянки после посадки.

По предварительной оценке, в двух АП одним из факторов был отказ или неполадки в работе техники, еще в одном АП выявлены недостатки по поддержанию аэродромов в эксплуатационном состоянии в зимний период.

2.2. Самолеты (взлетная масса менее 5700 кг)

С самолетами взлетной массой менее 5700 кг в 2020 г. произошло 11 авиационных происшествий, в том числе 7 катастроф с гибелью 13 человек.

В 2019 г. в этой категории воздушных судов имели место 10 авиационных происшествий, в том числе 3 катастрофы с гибелью 6 человек.

Относительные показатели аварийности на самолетах с максимальной взлетной массой менее 5700 кг приведены на рис. 4.

В 2020 г. относительный показатель аварийности на самолетах с взлетной массой менее 5700 кг по авиационным происшествиям и катастрофам худший за период 2016–2020 гг. за исключением показателя аварийности по АП за 2019 г.

В 2020 г. на самолетах с взлетной массой менее 5700 кг одно АП произошло при перевозке пассажиров, одно АП − при проведении санитарных мероприятий, два АП − при выполнении учебно-тренировочных полетов и 6 АП имели место при выполнении АХР. Одно ВС пропало при ознакомлении с районом АХР. 

По предварительной оценке, 9 АП связаны с человеческим фактором, в одном АП одним из факторов стал отказ/неисправность техники.

В трех случаях АП явилось следствием столкновения с ЛЭП при АХР. В подавляющем большинстве случаев столкновения с ЛЭП происходят на высотах ниже 50 м. Одним из способствующих факторов является отсутствие дневной и ночной маркировки проводов ЛЭП, а также отсутствие нанесения ЛЭП на аэронавигационные карты. На фоне местности пилоты не успевают рассмотреть немаркированный провод.

В 2020 г., по предварительной оценке, в 27% случаев от общего количества АП с самолетами взлетной массой менее 5700 кг сертификат летной годности у ВС отсутствовал или был просрочен.

2.3. Вертолеты

В 2020 г. с вертолетами государств-участников Соглашения произошло 3 авиационных происшествия, в том числе одна катастрофа, погибли 2 человека. В 2019 г. имели место 6 АП, в том числе 4 К, погибли 6 человек.

Относительные показатели аварийности на вертолетах приведены на рис. 5.

В 2020 г. показатель аварийности на вертолетах лучший за период 2016–2020 гг. Число погибших в катастрофах людей за период 2018–2020 гг. значительно уменьшилось (в 2018 г. – 49 человек, в 2019 г. – 6 человек, в 2020 г. – 2 человека).

В 2020 г. одно АП с вертолетом произошло при выполнении транспортно-связного полета, два АП – при полетах с целью перевозки груза.

По предварительной оценке, два АП с вертолетами связаны с ошибочными (неграмотными) действиями и нарушениями экипажа (пилота) при пилотировании ВС, в одном АП одним из факторов явился отказ/неисправность техники.

3. АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

В авиации общего назначения в 2020 г. произошло 27 авиационных происшествий, в том числе 14 катастроф с гибелью 27 человек.

В 2019 г. имели место 17 авиационных происшествий, в том числе 14 катастроф, погибли 25 человек.

В связи с отсутствием в ряде государств данных о количестве вылетов авиации общего назначения оценка уровня безопасности проводится по абсолютным показателям и не дает возможности достоверной статистической оценки.

На рис. 6 приведены абсолютные данные количества авиационных происшествий, катастроф и погибших в АОН за последние 5 лет.

Абсолютные показатели состояния безопасности полетов в АОН по количеству происшествий и количеству погибших ухудшились, число катастроф осталось на уровне 2019 г. – 14 К.

В 2020 г. доля авиационных происшествий с ВС АОН на фоне общего числа авиационных происшествий составляет приблизительно 58%.

По предварительной оценке, 15 АП с ВС АОН связаны с «человеческим фактором», в 5 АП одним из фактов явился отказ/неисправность техники. В одном случае пилот находился в состоянии алкогольного опьянения.

В 2020 г. продолжились случаи эксплуатации ВС АОН пилотами, не имеющими пилотских свидетельств, или с просроченными пилотскими свидетельствами, либо пилотами, не имеющими подтверждения квалификационной проверки. По предварительным данным, указанные недостатки имеют место в 22% случаев от общего числа АП с ВС АОН.

В 15% случаев от общего числа АП с ВС АОН, по предварительной оценке, пилоты выполняют свои профессиональные обязанности без медицинского заключения о годности к полетам или с истекшим сроком его действия.

По предварительным данным, в 41% случаев от общего количества АП с ВС АОН у ВС не было сертификата летной годности или он был просрочен, что свидетельствует о недостаточном надзоре и контроле со стороны уполномоченных органов.

Необходимо также введение дополнительных организационных и технических процедур при восстановлении ВС после АП для получения сертификата летной годности, а также при сертификации ЕЭВС.

По предварительной оценке, АП с ВС АОН в 2020 г. явились следствием:

- столкновения с земной/ледяной/водной поверхностью или препятствиями в управляемом полете. Зачастую, пилоты плохо знают маршрут полета, не уделяют должного внимания осмотрительности. В том числе продолжаются столкновения с проводами и опорами ЛЭП: за 2020 г. – 7% от общего количества АП с ВС АОН;

- недостаточного анализа метеорологической обстановки по маршруту полета, отсутствия опыта и знаний для выполнения полета только по приборам;

- выполнения маневрирования, не предусмотренного РЛЭ ВС, и потери управления в полете, несоблюдения эксплуатационных ограничений;

- принятия решения на вылет в условиях, к которым пилоты не подготовлены;

- выполнение полетов в состоянии усталости, вызванной недостаточным отдыхом перед полетами и значительной рабочей нагрузкой (физической и психоэмоциональной);

- потери работоспособности в полете из-за имеющихся патологий, не выявленных при прохождении ВЛЭК.

- отказов/неисправностей техники, обусловленных, в том числе, действиями летного или технического составов.

4. ВЫВОДЫ

1. В 2020 г. абсолютный показатель состояния безопасности полетов по всем видам авиационных работ (46 АП) ухудшился относительно показателя 2019 г. (41 АП), однако количество катастроф уменьшилось – 23 К против 25 К в 2019 г.8 Количество погибших в катастрофах людей значительно уменьшилось: погиб 51 человек, в 2019 г. – 97 человек.

2. По предварительной оценке, в 2020 г. авиационные происшествия по всем видам работ, обусловленные человеческим фактором, составляют около 80%.

3. В 2020 г. относительные показатели состояния безопасности полетов в коммерческой гражданской авиации государств-участников Соглашения значительно ухудшились в сравнении с 2019 г., но не превысили значения за период 2016–2018 гг.

4. С самолетами взлетной массой более 5700 кг в 2020 г. состояние безопасности полетов по абсолютным показателям улучшилось. Произошло 5 АП, в том числе 1 К, в 2019 г. имели место 8 АП, в том числе 4 К. Число погибших в 2020 г. (9 человек) существенно уменьшилось (в 2019 г. погибли 60 человек).

5. В 2020 г. два АП с самолетами взлетной массой более 5700 кг произошли с ВС, выполнявшими пассажирские перевозки: при выполнении регулярного рейса и при выполнении нерегулярного рейса. В 2019 г. 5 АП с самолетами взлетной массой более 5700 кг произошли с ВС, выполнявшими пассажирские перевозки: 4 АП, в том числе 3 К при выполнении регулярных рейсов, одно АП – при выполнении нерегулярного рейса.

6. В 2020 г. 2 АП имело место при выполнении грузовых рейсов, в том числе одна катастрофа, одно АП – при выполнении перегоночного полета. В 2019 г. 2 АП имело место при выполнении грузовых рейсов, в том числе одна катастрофа, одно АП – при выполнении технического рейса по перегону ВС.

7. Относительный показатель безопасности полетов на самолетах взлетной массой более 5700 кг при всех видах перевозок по авиационным происшествиям худший за период 2016–2020 гг. По катастрофам показатель безопасности полетов существенно лучше 2017 г. и 2019 г., но хуже 2016 г. и 2018 г.

8. В сфере пассажирских перевозок на самолетах взлетной массой более 5700 кг в 2020 г. произошло 2 АП, катастроф не было, в 2019 г. – 5 АП, в том числе 3 К. В 2020 г. показатели безопасности сравнялись с периодом 2014–2017 гг., в котором катастроф при пассажирских перевозках не было. Показатель по АП хуже периода 2016–2017 гг. и лучше 2018–2019 гг.

9. Одно АП (К) произошло сразу после взлета, три АП имели место при выполнении посадок ВС и одно АП – при заруливании на место стоянки после посадки.

10. По предварительной оценке, в двух АП одним из факторов был отказ или неполадки в работе техники, еще в одном АП выявлены недостатки в части поддержания аэродромов в эксплуатационном состоянии в зимний период.

11. С самолетами взлетной массой менее 5700 кг в 2020 г. произошло 11 авиационных происшествий, в том числе 7 катастроф с гибелью 13 человек. В 2019 г. в этой категории воздушных судов имели место 10 авиационных происшествий, в том числе 3 катастрофы с гибелью 6 человек.

12. В 2020 г. относительный показатель аварийности на самолетах с взлетной массой менее 5700 кг по авиационным происшествиям и катастрофам худший за период 2016–2020 гг. за исключением показателя аварийности по авиационным происшествиям за 2019 г.

13. В 2020 г. на самолетах с взлетной массой менее 5700 кг одно АП произошло при перевозке пассажиров, одно АП − при проведении санитарных мероприятий, два АП − при выполнении учебно-тренировочных полетов и 6 АП имели место при выполнении АХР. Одно ВС пропало при ознакомлении с районом АХР.

14. По предварительной оценке, 9 АП связаны с человеческим фактором, в одном АП одним из факторов явился отказ/неисправность техники. В трех случаях АП явилось следствием столкновения с ЛЭП при АХР.

15. В 2020 г., по предварительной оценке, в 27% случаев от общего количества АП с самолетами взлетной массой менее 5700 кг сертификат летной годности отсутствовал или был просрочен.

16. В 2020 г. с вертолетами государств-участников Соглашения произошло 3 авиационных происшествия, в том числе одна катастрофа, погибли 2 человека. В 2019 г. имели место 6 АП, в том числе 4 К, погибли 6 человек.

17. В 2020 г. показатель аварийности на вертолетах лучший за период 2016–2020 гг. Число погибших в катастрофах людей за период 2018–2020 гг. значительно уменьшилось (в 2018 г. – 49 человек, в 2019 г. – 6 человек, в 2020 г. – 2 человека).

18. В 2020 г. одно АП с вертолетом произошло при выполнении транспортно-связного полета, два АП – при полетах с целью перевозки груза.

19. В 2020 г., по предварительной оценке, два АП с вертолетами связаны с ошибочными (неграмотными) действиями и нарушениями экипажа (пилота) при пилотировании ВС, в одном АП одним из факторов явился отказ/неисправность техники.

20. В авиации общего назначения в 2020 г. произошло 27 авиационных происшествий, в том числе 14 катастроф с гибелью 27 человек. В 2019 г. имели место 17 авиационных происшествий, в том числе 14 катастроф, погибли 25 человек.

21. В 2020 г. абсолютные показатели состояния безопасности полетов в АОН по количеству происшествий и количеству погибших ухудшились, число катастроф осталось на уровне 2019 г. – 14 К.

22. В связи с отсутствием в ряде государств данных по количеству вылетов авиации общего назначения, оценка уровня безопасности проводится по абсолютным показателям и не дает возможности достоверной статистической оценки.

23. В 2020 г. доля авиационных происшествий с ВС АОН на фоне общего числа авиационных происшествий составляет приблизительно 58%.

24. По предварительной оценке, 15 АП с ВС АОН связаны с «человеческим фактором», в 5 АП одним из факторов явился отказ/неисправность техники. В одном случае пилот находился в состоянии алкогольного опьянения.

25. В 2020 г. продолжились случаи эксплуатации ВС АОН пилотами, не имеющими пилотских свидетельств, или с просроченными пилотскими свидетельствами, либо пилотами, не имеющими подтверждения квалификационной проверки. По предварительным данным, указанные недостатки имеют место в 22% случаев от общего числа АП с ВС АОН.

26. В 15% случаев от общего числа АП с ВС АОН, по предварительной оценке, пилоты выполняют свои профессиональные обязанности без медицинского заключения о годности к полетам или с истекшим сроком его действия.

27. По предварительным данным, в 41% случаев от общего количества АП с ВС АОН у ВС не было сертификата летной годности или он был просрочен, что свидетельствует о недостаточном надзоре и контроле со стороны уполномоченных органов.

28. Повторяются авиационные события по причине столкновения с ЛЭП: за 2020 г. – 7% от общего количества АП с ВС АОН.

----------------------------

1 С полными текстами Окончательных отчетов по результатам законченных расследований, которые проводились комиссиями МАК, можно ознакомиться на официальном WEB-сайте МАК www.mak-iac.org раздел «Расследования».
2 По законченным расследованиям в докладе приводятся обстоятельства и причины АП, по незавершенным – краткие обстоятельства АП.
3 Приведены абсолютные данные, необходимо учитывать существенное снижение числа полетов в 2020 году из-за пандемии COVID-19.
4 С 2020 года осуществлен переход на международную классификацию самолетов по максимальной взлетной массе.
5 Данные по предыдущим годам корректируются в соответствии с поступающей фактической информацией:
- добавлено АПБЧЖ с самолетом Ан-2 RA-01443 РФ п. п. «Вьюн» 04.05.2019;
- удалено АПБЧЖ с самолетом Х-32 UR-GPBI Украина н. п. Даничи 12.09.2019 (в процессе расследования событие переклассифицировано в серьезный инцидент).  
6 С 2020 года осуществлен переход на международную форму расчета относительных показателей безопасности полетов (относительно числа вылетов, а не налета часов).
7 Поскольку данные по количеству вылетов ВС представлены не всеми государствами-участниками Соглашения, относительные показатели являются оценочными с погрешностью до 5%. Данные по количеству вылетов в РФ предоставлены АО «Транспортная Клиринговая Палата».  
8 Приведены абсолютные данные, необходимо учитывать существенное снижение числа полетов в 2020 году из-за пандемии COVID-19.